Ременная передача: основные характеристики
Механизм, который осуществляет передачу вращения при помощи ремня, закрепленного на двух валах (шкивах), и обеспечивает гибкую связь между ними, называется "ременная передача". Данные процессы происходят за счет возникновения сил трения между шкивами и полосой ремня, натянутого между ними. Подобный вид передачи движущей силы является одним из наиболее старых видов силовой тяги.
По типу используемой ленты, ременная передача может осуществляться при помощи круглого, плоского, зубчатого прямоугольного или клиновидного ремня. Материалы, из которых может быть выполнена лента ремня, достаточно разнообразны: кожа, хлопчатобумажное полотно, прорезиненная ткань и т.д.
Принцип действия заключается в следующем: имеется два вала и приводной ремень, натянутый между ними. Шкив, с которого передается воздействие, именуется ведущим валом, а тот, к которому приходит тяга, ведомым. Та часть ленты, которая направляется к ведущему шкиву, имеет более сильную степень натяжения, чем идущая к ведомому шкиву. Следовательно, передаточное отношение ременной передачи – разность степени натяжения этих двух частей одного ремня. Благодаря этому показателю, можно определить коэффициент тяги приводного механизма.
Однако здесь имеется ряд своих особенностей. Например, величина натяжения ремня должна постоянно поддерживаться в заданных пределах, поскольку превышение данной величины может привести к разрыву ременной ленты, а излишне слабое натяжение, напротив, приведет к провисанию ремня, может возникнуть проскальзывание. Основная функция, которую выполняет ременная передача, это гибкая связь между двумя валами электропривода без каких-либо жестких сочленений. При этом в каждый момент времени должно передаваться одинаковое по величине усилие.
Если между шкивами достаточно большое расстояние, то ременная передача может быть подвержена значительным по величине упругим деформациям. Это влечет за собой растяжение ремня и, как следствие, его провисание. Поэтому в подобных ситуациях ремень может выполняться из нескольких составных частей, которые (в силу своих малых размеров) будут испытывать меньшие растяжения.
КПД ременной передачи определяется следующим образом. Необходимо мощность, полученную на выходе, разделить на мощность, пришедшую на привод, и умножить полученное число на 100%. Ременная передача может быть охарактеризована также величиной потерь, от которой напрямую зависит мощность на ведомом валу привода.
Ременная передача обладает следующими преимуществами: низкая стоимость, малое шумовое загрязнение, плавность, отсутствие смазки, простота монтажа и другие. Недостатки – значительные габариты, возможность проскальзывания, недолговечность и низкая несущая способность.
Производительность ременной передачи увеличивается, если исключается возможность проскальзывания. Данный параметр зависит от угла обхвата и степени натяжения ремня.
Угол обхвата – центральный угол, который стягивает дугу, образованную в местах соприкосновения ремня и шкива.