Кто такие гейши в японской культуре?
Кто такие гейши, сегодня, возможно, знают многие и за пределами Японии. Хотя в большинстве случаев они владеют лишь приблизительными представлениями. Кто-то думает о них как о прославленных куртизанках, способных увлечь мужчин изящными развлечениями и чувственными удовольствиями. Они наносят белый грим и одеваются в яркое кимоно.
На самом деле это далеко не так, но надо сказать, что неправильные представления зачастую активно поддерживались людьми, которым удавалось соприкоснуться с этим феноменом в японской культуре. Достаточно вспомнить образы, описанные Артуром Голденом в его романе «Мемуары гейши».
Но честно сказать, не каждый современный японец способен дать обстоятельный ответ на вопрос о том, кто такие гейши. Не каждому доводилось видеть их вообще.
Прежде всего, это профессия. Как все имена существительные в японском языке, это слово не имеет вариантов единственного и множественного числа, оно состоит из двух кандзи: «гэй» - человек (исполнитель), «ся» - искусство.
Институт традиционных артистов начал развиваться в середине восемнадцатого века в так называемых «кварталах удовольствий» в крупных городах Японии (Токио, Киото). В тот период времени на вопрос о том, кто такие гейши, было ответить легче. Это были мужчины, своего рода конферансье, которых приглашали развлекать клиентов, приходивших к куртизанкам, музыкой и шутками. Постепенно их заменили танцовщицы, называвшиеся «гэйко» (киотский диалект). Они оказались более успешными и популярными.
Этот термин по-прежнему используется по отношению к девушке в профессии старшего ранга, но также для того, чтобы отличить артистку, практикующую традиционные искусства, от проститутки, которая имитирует некоторые секреты гейши (наряд, грим, имя). Ученицу называют «майко» («танцующий ребенок»). Для неё характерен белый макияж, сложная прическа, яркое кимоно – те элементы, из которых и сложился стереотип образа на Западе.
Обучение профессии начинается в очень раннем возрасте. В прошлые времена некоторые бедные люди продавали девочек в окия («учреждённый дом»), которые находились в районах ханамати («города цветов»), чтобы таким образом обеспечить им относительно благополучное будущее. Позднее эта практика исчезла, а японские гейши в качестве преемниц стали воспитывать своих близких людей (дочерей, племянниц).
В современное время они в большинстве своем также проживают в традиционных домах, особенно в период обучения. За исключением некоторых опытных и очень востребованных артисток, предпочитающих полную самостоятельность в жизни и карьере. Девушки, решившие посвятить себя профессии, начинают обучение после окончания средней школы или колледжа. Они учатся литературе, играть на таких инструментах, как сямисэн, сяхукати, барабаны, исполнять традиционные песни и танцы, вести чайную церемонию. По мнению многих, Киото является местом, где культурные традиции этих артисток сильны. Люди, понимающие, кто такие гейши, приглашают их для участия в разнообразных торжествах в специальные рестораны («рётэй»). Вся процедура носит исключительно формальный характер, начиная с заказа исполнительниц через офис их профсоюза.