Постановление Правительства РФ от 20.01.1998 № 71 "О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты"
Государственный жилищный сертификат представляет собой ценную бумагу, которая выдается уполномоченными госорганами гражданам, обладающим правом на приобретение жилья за счет государственных субсидий. Порядок их выпуска строго регламентирован. Государственные жилищные сертификаты имеют определенный срок действия. В этой связи обладателю бумаги необходимо в короткий срок найти подходящее для приобретения жилье.
Классификация
Сертификаты выдаются в рамках федеральной целевой программы. В ней предусмотрены субсидии для следующих категорий граждан:
- Служащие МВД. К ним относят сотрудников всех существующих подразделений, в том числе участковых. Согласно федеральной целевой программе, получить сертификат служащие могут спустя полгода после начала трудовой деятельности.
- Многодетные семьи. Прием документов и получение жилищных сертификатов осуществляется в территориальном органе соцзащиты. Кроме того, заинтересованные лица могут обратиться в МФЦ по месту проживания.
- Молодые семьи. Эта категория граждан включена в программу распределения жилищных сертификатов сравнительно недавно. Получить бумагу могут только супруги, не достигшие 35 лет.
- Военнослужащие, родственники служащих по контракту, погибших при исполнении служебных обязанностей.
- Переселенцы. Жилищные сертификаты предоставляются гражданам, прибывающим на территорию РФ на постоянное место проживания.
- Проживающие в районах Крайнего Севера и на территориях, приравненных к нему.
- Чернобыльцы.
Жилищные сертификаты для жителей Крайнего Севера и районов, к нему приравненных, различаются в зависимости от рабочего стажа граждан. Субсидии предоставляются также инвалидам 1,2 гр., инвалидам детства, проживающим в таких местностях.
Условия выдачи жилищных сертификатов
Каждый гражданин, входящий в любую из приведенных выше категорий, может получить субсидию. Для этого необходимо соблюдение ряда условий:
- У заявителя не должно быть жилплощади в собственности.
- Гражданин должен проживать в общежитии, арендованном или служебном помещении.
В удовлетворении заявления на жилищный сертификат на улучшение жилищных условий может быть отказано, если:
- Субъект имеет собственное жилье.
- Гражданин стоит на очереди по другой программе.
- Родственник заявителя ведет строительство дома или стоит на очереди за жилплощадью.
- Субъект хочет улучшить условия проживания после приобретения квартиры за свой счет.
Сроки
Жилищный сертификат на улучшение жилищных условий действителен в течение двух месяцев с даты выдачи, указанной в документе, и девяти месяцев с момента передачи его в банковскую организацию. Заявитель должен в указанные сроки найти подходящее жилье. Если указанные периоды будут пропущены, то субсидия возвращается уполномоченному госоргану, ее выдавшему.
Участник программы вправе направить другой запрос на оформление жилищного сертификата. Решение о предоставлении документа принимает соответствующая уполномоченная структура, в которую поступило заявление.
Общие правила использования
Сумма, указанная в жилищном сертификате, перечисляется на счет в банке. Чтобы воспользоваться средствами, заявитель должен собрать пакет документов, определенный банковской организацией. После этого заключается договор на обслуживание счета. Его срок равен периоду действия жилищного сертификата.
В день предъявления сертификата банковская структура проверяет всю информацию, оформляет договор и создает лицевой счет, на который переводятся средства.
Согласно последним изменениям в законодательстве, жилищный сертификат можно использовать для внесения первоначального платежа по кредиту на квартиру. Дело в том, что суммы субсидии далеко не всегда хватает на приобретение жилья, а помещения небольшой площади (меньше норматива) покупать нельзя.
Пакет документов
Для получения помощи государства в приобретении жилья необходимо собрать определенный перечень бумаг. В первую очередь, составляется заявление. Его форма строго регламентирована. К заявлению прилагают:
- Паспорта владельца сертификата и его близких родственников.
- Документ, подтверждающий, что заявитель проживает в служебном или съемном жилье либо в общежитии.
- Выписка из домовой книги по адресу регистрации (при наличии).
- Копия документа, подтверждающего открытие лицевого счета в банке.
- Св-ва о браке, рождении детей.
Получение сертификата: краткая инструкция
Чтобы получить квартиру в имеющемся жилом фонде, необходимо:
- Открыть расчетный счет. На него будет осуществляться перечисление средств по сертификату. Реквизиты счета предоставляются в территориальное подразделение органа, уполномоченного на выдачу сертификатов. Сведения необходимо передать за 2 мес. до даты получения ценной бумаги.
- Заключить договор с агентством недвижимости. Целесообразнее обратиться к профессионалам за помощью в поиске подходящей квартиры в имеющемся жилом фонде. Подбор объекта может занять продолжительное время.
- Оформить предварительный договор с продавцом. В соглашении оговариваются существенные условия сделки, определяется окончательная сумма приобретения.
- Оформить окончательный договор купли-продажи. Соглашение целесообразно заверить у нотариуса.
- Обратиться в банковскую организацию, в которой открыт счет, и погасить сертификат. Субъект заполняет заявление-требование о переводе средств со своего р/с на счет продавца, в котором указывает точную сумму и реквизиты договора купли-продажи.
- Взять с продавца расписку в получении средств.
- Подписать акт приема-передачи объекта.
- Зарегистрировать сделку в едином госреестре и получить св-во о праве на собственность.
После проведения всех перечисленных шагов необходимо обратиться в территориальное подразделение уполномоченного органа, выдавшего сертификат, и предоставить всю информацию о заключенной сделке.
Нормы площади
Величина субсидии зависит от состава семьи заявителя. Если субъект проживает один, ему полагается 33 кв. м., для семьи из 2-х чел. – 42 кв. м., из 3-х и более человек – по 18 м2 на человека.
Членами семьи считаются супруг/супруга, родители, дети заявителя, проживающие с ним совместно. Прочие субъекты вправе принять участие в программе в качестве близкого родственника только по судебному постановлению.
Нюансы
Расчет субсидии производится, если:
- Заявитель принял обязанность расторгнуть договор найма жилплощади, в которой он проживает.
- Помещение, в котором живет гражданин с близкими родственниками, не имеет обременений и может быть передано на баланс уполномоченных органов, выдавших сертификат.
Возможные сложности на практике
Процедура выдачи сертификата, как правило, особыми трудностями не сопровождается. Тем не менее владельцу бумаги необходимо знать ряд нюансов:
- Для удовлетворения заявки на участие в федеральной программе гражданину фактически необходимо быть лицом, не имеющим определенного места проживания.
- Как выше говорилось, жилищный сертификат имеет срок действия. Далеко не всегда субъект успевает найти подходящее жилье. Если срок будет пропущен, всю процедуру оформления нужно будет повторить снова.
- Суммы, указанной в сертификате, далеко не всегда достаточно для оплаты покупки квартиры. Это связано с тем, что расчет субсидии производится исходя из среднестатистических значений, которые часто не соответствуют реальным ценам в конкретной местности. В этой связи целесообразно использовать сертификат в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Жилищные сертификаты военнослужащим
Лица, находящиеся в рядах ВС, вправе обратиться за получением субсидии спустя 3 года после поступления на службу. Военнослужащие и граждане, приравненные к ним, могут получить сертификат за год до увольнения, если оно обусловлено достижением предельного возраста несения службы, а общий стаж составляет не меньше 10 лет.
На основании рапорта лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, включается в очередь на жилищный сертификат. Она формируется командиром части совместно со специальной комиссией по последнему месту несения службы.
Чем раньше гражданин подаст рапорт, тем быстрее подойдет его очередь. В нем следует указать адрес будущего жительства. Военнослужащим предоставляется возможность выбрать любой регион РФ. Лица, уволившиеся со службы, могут получить жилплощадь только в том субъекте страны, в котором они стоят на очереди.
Пакет документов для военнослужащего
Для получения сертификата гражданин прилагает к рапорту справки о:
- Составе семьи.
- Выслуге лет.
- Сроке увольнения.
- Отсутствии другого забронированного жилья за всеми членами семьи, достигшими 18 л.
- Отсутствии кредитной задолженности.
- Сдаче жилого помещения по прежнему месту службы.
- Отсутствии приватизированного помещения у каждого члена семьи.
Кроме этого, военнослужащий предоставляет:
- Копию банковской выписки по лицевому счету.
- Справку с места учебы (если учится).
- Копию св-в о браке и рождении (на несовершеннолетних детей).
- Паспорта всех членов семьи, достигших совершеннолетия.
- Выписку из протокола заседания комиссии войсковой части.
С 2016 г. все военнослужащие вправе получить жилплощадь исключительно в рамках программы военной ипотеки.
Обналичивание сертификата
Согласно федеральной программе помощи нуждающимся в улучшении жилищных условий, возможность получить субсидию деньгами отсутствует. Однако некоторые граждане совершают рискованные и не всегда законные сделки.
Наиболее предприимчивые субъекты обращаются в агентства недвижимости, специализирующиеся на работе с жилищными сертификатами. Надо сказать, что таким клиентам приходится несколько месяцев ждать подходящий вариант. Когда он находится, заключается обычная сделка купли-продажи, а затем договор расторгается и применяются последствия недействительности – двусторонняя реституция, т. е. стороны получают то, что отдали. Собственник остается с квартирой, а покупатель – с деньгами вместо сертификата.
Такие сделки заключаются в отношении недвижимости, стоимость которой не превышает суммы субсидии, указанной в сертификате.
Надо отметить, что такие действия расцениваются как обман государства, заботящегося о своих гражданах.
Получение сведений об очередности
Субъект, ставший участником программы по улучшению жилищных условий, может получить всю необходимую информацию по номеру своего сертификата. Для этого направляется запрос в орган, выдавший документ. Заявление составляется в двух экземплярах. Первый остается у заявителя. На нем оператор ставит отметку о принятии. Второй экземпляр передается уполномоченному сотруднику.
Заявление можно передать лично или направить заказным письмом с уведомлением. По общим правилам, ответ на запрос поступит в течение 30 дн. с даты его принятия. В настоящее время, однако, у любого заинтересованного лица есть возможность получить всю необходимую информацию через специальный онлайн-сервис – портал государственных услуг.
Особенности поиска жилплощади
Необходимо сказать, что законодательство не устанавливает каких-либо требований к объекту недвижимости. Гражданин вправе купить жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. Единственное ограничение – квартиру следует приобретать в регионе, который указан в сертификате.
Немаловажное значение имеет и площадь жилья. Она не должна быть меньше норм, установленных в конкретном субъекте РФ. Кроме этого, жилплощадь должна соответствовать санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.
Если площадь понравившейся квартиры больше запланированной и субсидии на ее оплату не хватает, необходимо подумать о возможности доплаты. При покупке жилплощади в новостройке следует учитывать, что после сдачи ее в эксплуатацию и получения св-ва о праве на собственность может пройти достаточно много времени. Важно правильно рассчитать сроки, чтобы сертификат не сгорел.
Если квартира приобретается на вторичном рынке, необходимо проверить ее юридическую чистоту. У продавца следует запросить все документы на жилплощадь.
Требования к договору
При оформлении сделки купли-продажи сторонам следует соблюдать требования банка, через который будет осуществляться оплата. В договоре следует указать способ, которым средства поступят продавцу. Кроме того, если суммы субсидии на оплату объекта не хватает, в договоре необходимо оговорить порядок доплаты.
Важный момент
По действующему законодательству, все сделки с недвижимостью подлежат госрегистрации. В уполномоченный орган подаются все документы, относящиеся к купле-продаже объекта:
- Правоустанавливающий документ.
- Договор.
- Сертификат.
Помощь специалистов
Человеку, ранее не занимавшемуся приобретением жилья с использованием сертификата, целесообразно обратиться к профессиональным риелторам. В настоящее время существует огромное количество агентств недвижимости, оказывающих высококвалифицированную помощь. Профессиональные риелторы строят отношения с клиентами на договорной основе.
Граждане, заинтересованные в приобретении жиля, могут получить помощь в:
- Подготовке и оформлении необходимых документов.
- Подборе жилья.
- Переговорах с продавцом.
- Нотариальном заверении документации.
- Госрегистрации сделки.
Доверенное лицо
В гражданском кодексе предусмотрена возможность приобрести жилье с использованием сертификата через представителя. Для этого оформляется доверенность, в которой прописываются все полномочия доверенного лица. Представителю можно поручить:
- Передачу сертификата в банк, открытие счета.
- Заключение договора на покупку жилья.
- Регистрацию сделки.
- Предъявление договора банку, распоряжение счетом.
Заключение
Необходимо сказать, что целевая программа по улучшению жилищных условий нуждающегося населения действует достаточно давно. Еще в 1998 г. было утверждено Постановление Правительства № 71, в котором говорилось об актуальности вопроса обеспечения отдельных категорий граждан субсидиями на приобретение жилплощади. С того времени был принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок оформления и распределения сертификатов.