Правильный порядок слов в английском предложении: упражнения

Что первое приходит в голову при упоминании изучения какого-либо языка? Наверное, четыре черепахи, на которых все и держится: грамматика, разговорная речь, словарный запас и восприятие на слух. Сегодняшняя тема - порядок слов в английском предложении - относится сразу к двум из них. Без знаний о расположении слов вряд ли получится что-то правильно написать или сказать. Не преувеличивая, можно назвать знание этой темы "скелетом" языка. Понимая, что и за чем следует, можно легко и просто подставить нужные слова в определенную схему, меняя их согласно своему желанию.

О чем нужно всегда помнить?

В английском, как и в любом другом языке, есть главные члены предложения и второстепенные. Для каждой из этих категорий существуют свои правила. Первое, что нужно помнить - порядок слов английского не аналогичен русскому. Многие люди, которые начинают изучение языка, выдают свой небольшой багаж знаний именно неправильным построением предложения.

При общении с более опытными товарищами или носителями языка можно попасть в довольно неловкие ситуации. Например, фраза "Юля идет в магазин" в русском может звучать как "В магазин идет Юля". В такой перемене слов нет ничего криминального, а смысл и вовсе не меняется, но если дословно перевести эти предложения на английский, получим: "Julia is going to the store" (первый вариант) и "The store is going to Julia" (второй вариант). Если человек, знающий английский язык, услышит в разговоре последний пример, он в лучшем случае рассмеется, а в худшем покрутит пальцем у виска: "Где такое видано, чтобы магазины ходили в Юль?".

Из этого примера можно сделать вывод, что порядок слов в предложении в английском языке устойчивый. Правило про "перемену мест слагаемых и неизменную сумму" тут не работает. Из-за того, что в английском нет окончаний, значение того или иного слова иногда можно понять только по его месту в предложении. Пример со словом name (имя/называть):

  • What is your name? - Как Вас зовут? Дословно - Как Ваше имя?
  • You name all vegetables you like. - Вы называете все овощи, которые вам нравятся.

Никогда нельзя забывать, что правильный порядок слов в предложении в английском очень важен. А его несоблюдение может кардинально поменять смысл фразы.

Основные правила порядка слов в английском предложении

Самая простая схема английского предложения выглядит так: Подлежащее + Сказуемое + Дополнение + Обстоятельство.

Как было сказано ранее - порядок слов менять нельзя.

Подлежащее - один из двух главных членов предложения, который отвечает на вопросы кто?что? и обозначает предмет или лицо.

Сказуемое - второй главный член предложения. Оно обозначает действие, о котором говорится в предложении. В английских предложениях сказуемое присутствует всегда, в отличие от русского. Часто оно может выражаться глаголом to be, про который многие ученики забывают из-за отсутствия его в их родной грамматике.

  • Я _ друг. - I am a friend.
  • Сейчас _ дождь. - It is raining now.

Дополнение относится к второстепенным членам предложения, оно обозначает объект, над которым осуществляется действие сказуемого, и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство - еще один второстепенный член предложения. Оно может характеризовать действие или его причину, указывать на время и расположение. Такие обстоятельства как tomorrow, yesterday, at the moment + обстоятельства места могут стоять в начале предложения перед подлежащим.

По схеме, представленной выше, строятся простейшие утвердительные предложения английского языка. Вот несколько примеров:

  • Я встретил его в парке. - I met him in the park.
  • Он помогает ей с удовольствием. - He helps her with pleasure.
  • Сейчас у меня нет времени. - Now I haven`t got any time.

Порядок слов в английском вопросительном предложении

При даже небольшом погружении в изучение английского языка можно заметить, что вопросительные конструкции в нем имеют ряд значительных отличий (от привычных славянских). Если в русском языке спросить можно, просто поменяв интонацию или поставив в конце фразы соответствующий знак, то здесь такое не пройдет - нужно полностью перестраивать предложение. Существует пять разных видов вопросов, и каждый из них имеет свой порядок слов, который нужно знать.

На чем все держится?

Общий вопрос - основа основ. Этот вид является самым простым - нужно только сделать небольшую инверсию слов в предложении и поставить на первое место вспомогательный или модальный глагол, которые будут указывать на время и лицо. Схема такая: Вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое + дополнение?

  • Are you watching TV? - Ты смотришь телевизор?
  • Can you help me? - Не могли бы вы мне помочь?

Специальные вопросы

В английском языке порядок слов в вопросительном предложении такого вида практически не отличается от общего, нужно лишь добавить в начале определенное слово. Какое же? Такие вопросы можно считать более конкретизированными, они дают возможность человеку узнать больше реальной информации. Всего основных вопросительных слов шесть:

  • What (что)? - для уточнения предмета;
  • Where (где)? - чтобы узнать место;
  • Why (почему)? - определить причину;
  • How (как)? - понять способы;
  • Which (который)? - определить конкретного человека из нескольких;
  • When (когда)? - осведомиться о времени.

Такие вопросы имеют следующую схему: Специальное слово + ОВ (общий вопрос)?

  • What are you doing? - Что ты делаешь?
  • Where have I left my phone? - Где я оставил свой телефон?

Как можно было заметить, общий вопрос лежит в основе последующих, поэтому на его изучение нужно выделить больший промежуток времени. В английском языке упражнения на порядок слов в предложении являются распространенным явлением, поэтому найти их, чтобы попрактиковаться, не составит труда. Нужно запомнить, что пренебрегать этим моментом нельзя, потому что можно попросту забыть все детали и тонкости. При постоянной шлифовке изученная информация станет "родной", а порядок слов в английском предложении мозг будет выдавать автоматически.

Особенности вопроса к подлежащему

Довольно часто этот вид "скрепляют" со специальными вопросами, и это действие вполне логично. На первом месте идет специальное слово What?, которое используется, когда речь идет о предмете, или Who?, если говорится о ком-то живом. Цель такого вопроса - узнать объект разговора. Он имеет такую схему: Подлежащее, выраженное вопросительными словами What и Who + сказуемое + дополнение + обстоятельство?

  • Who will come to your class? - Кто придет в ваш класс?
  • What gets you upset? - Что тебя расстраивает?

Главное, что нужно запомнить по такому вопросу - он имеет аналогичное с обычным предложением построение, просто подлежащее заменяют специальные местоимения.

Альтернативный и разделительный вопросы

Четвертый вид вопросительного предложения - альтернативное. Как не сложно догадаться, оно предоставляет опрашиваемому человеку выбор. Потому обязательно в его составе будет слово "или" (or).

Пятый заключительный вид вопросов - разделительные. Их также называют - "хвостатые". Они имеют в конце структуру, которая переводится, как "не так ли". Первая часть предложения остается повествовательной без изменений, а во второй пишется вспомогательное слово нужного времени и в определенной форме. Если в изначальной фразе было утверждение, то в "хвосте" будет отрицание, и наоборот.

Эти виды вопросительных предложений не имеют одной стабильной схемы. Почему? Например, альтернативный вопрос можно привязать к любому члену предложения и для каждого такого варианта будет свой вид схемы. Говоря о разделительных предложениях, они не имеют особых отличий от самых обычных фраз, которые были разобраны в начале статьи, главное не забывать про "хвост".

  • It is hard to understand you, is not it? - Тебя сложно понять, не так ли?
  • She is not doing her homework, is she? - Она не делает свое домашнее задание, не правда ли?
  • Is the T-shirt you bought green or pink? - Купленная тобою футболка зеленого или розового цвета?
  • Are we reading or listening? - Мы читаем или слушаем?

Как можно закрепить результат?

Конечно, для продуктивного обучения нужно выполнять упражнения на порядок слов в английском предложении. На начальном этапе самой плодотворной будет работа по схеме "самостоятельное выполнение + проверка учителем". Попробуйте переводить предложения на примере указанных выше фраз. Изначально, пользуясь схемами.

Для еще лучшего усвоения материала можно попробовать переводить самые привычные фразы, часто используемые в повседневной речи на английский язык с помощью уже выученных на память схем. Таким образом, происходит частичное погружение в языковую среду. Заставить себя думать на иностранном языке - вот залог успешного обучения.

Изучение порядка слов в английском предложении может стать хорошей и крепкой ниточкой, на которую впоследствии можно нанизать бусинки новых знаний.

Комментарии