Амплуа - это приговор в творческой жизни? История вопроса

Еще во времена древнегреческого театра возникло разделение на определенные типы персонажей. Так возникает амплуа актера - распределение ролей в соответствии с внешними данными, в результате чего вплоть до прошлого века на протяжении всей жизни лицедеи вынуждены были воплощать только один образ.

В Древней Греции драматические произведения делились на два основных вида: трагедии и комедии. Соответственно, выделялись и два типа актеров - трагики и комики. Попадание в любую группу определялось в значительной степени не стилем игры, а внешними данными актера. Трагиками становились люди, отличавшиеся высоким ростом, хорошо сложенной фигурой, с низким тембром голоса. Их противоположность – актеры низкие и полные, говорящие высоким голосом. Они могли исполнять только комические роли.

Средневековая итальянская

комедия дель арте расширила античные образы и создала новые амплуа. Это слуги, господа, а также герои-любовники. Отличительная черта комедии дель арте – кожаная маска, обязательный атрибут персонажа. В начале театральной карьеры каждый актер выбирал себе маску, а затем практически всю жизнь играл только одну роль. Театральные историки насчитывают более ста различных масок, но большая часть из них принадлежала похожим персонажам, которые отличались друг от друга лишь именами и мелкими деталями. Женские роли актеры исполняли без использования масок.

В XVII веке, в эпоху классицизма, французский театр продолжил создание основных устойчивых образов в драматургии и закрепил распределение ролей за актерами определенных психофизических данных. В это время возникло и понятие амплуа - это термин, произошедший от французского слова «emploi», которое переводится как «роль», «должность», «употребление».

Для того чтобы получить роль, актер должен соответствовать определенному набору требований, среди которых, как и в античные времена, фигурируют рост, телосложение, тембр голоса, тип лица. Но амплуа – это не только внешность персонажа, но и декламационные и пластические особенности, поведенческая линия. Переход из одного амплуа в другое не одобрялся, поэтому, как и в средневековом театре, актеры на протяжении своей театральной карьеры исполняли однообразные роли, совершенствуя свое мастерство и стараясь добавить персонажу некую изюминку. Исключением являлись только возрастные роли, на которые руководство театра переводило постаревших актеров.

Во французском театре в XVIII веке появляются такие амплуа актрисы, как инженю – искренняя, но наивная и простодушная девушка. Героев-юношей подобного склада характера называли простаками. Субретка (мужской вариант слуга) отличается весельем, задором и бойким нравом, часто этот персонаж оказывает своим господам неоценимую помощь в любовных делах. Появляется понятие травести - обо

значающее то, что женскую роль исполняет актер-мужчина, и наоборот.

Так и играли бы актеры всю жизнь одну и ту же роль, если бы в прошлом веке Константин Станиславский и Михаил Чехов не выступили с заявлением, что театральные амплуа – это штампы, которые тормозят развитие актерского таланта, не дают ему проявиться в полной мере. Подобное мнение было воспринято с недоверием, но теперь, наблюдая за удивительными перевоплощениями современных актеров, мы видим, что великие режиссеры были правы.

Комментарии