Амплуа - это приговор в творческой жизни? История вопроса
Еще во времена древнегреческого театра возникло разделение на определенные типы персонажей. Так возникает амплуа актера - распределение ролей в соответствии с внешними данными, в результате чего вплоть до прошлого века на протяжении всей жизни лицедеи вынуждены были воплощать только один образ.
В Древней Греции драматические произведения делились на два основных вида: трагедии и комедии. Соответственно, выделялись и два типа актеров - трагики и комики. Попадание в любую группу определялось в значительной степени не стилем игры, а внешними данными актера. Трагиками становились люди, отличавшиеся высоким ростом, хорошо сложенной фигурой, с низким тембром голоса. Их противоположность – актеры низкие и полные, говорящие высоким голосом. Они могли исполнять только комические роли.
Средневековая итальянская
В XVII веке, в эпоху классицизма, французский театр продолжил создание основных устойчивых образов в драматургии и закрепил распределение ролей за актерами определенных психофизических данных. В это время возникло и понятие амплуа - это термин, произошедший от французского слова «emploi», которое переводится как «роль», «должность», «употребление».
Для того чтобы получить роль, актер должен соответствовать определенному набору требований, среди которых, как и в античные времена, фигурируют рост, телосложение, тембр голоса, тип лица. Но амплуа – это не только внешность персонажа, но и декламационные и пластические особенности, поведенческая линия. Переход из одного амплуа в другое не одобрялся, поэтому, как и в средневековом театре, актеры на протяжении своей театральной карьеры исполняли однообразные роли, совершенствуя свое мастерство и стараясь добавить персонажу некую изюминку. Исключением являлись только возрастные роли, на которые руководство театра переводило постаревших актеров.
Во французском театре в XVIII веке появляются такие амплуа актрисы, как инженю – искренняя, но наивная и простодушная девушка. Героев-юношей подобного склада характера называли простаками. Субретка (мужской вариант слуга) отличается весельем, задором и бойким нравом, часто этот персонаж оказывает своим господам неоценимую помощь в любовных делах. Появляется понятие травести - обо
Так и играли бы актеры всю жизнь одну и ту же роль, если бы в прошлом веке Константин Станиславский и Михаил Чехов не выступили с заявлением, что театральные амплуа – это штампы, которые тормозят развитие актерского таланта, не дают ему проявиться в полной мере. Подобное мнение было воспринято с недоверием, но теперь, наблюдая за удивительными перевоплощениями современных актеров, мы видим, что великие режиссеры были правы.