Теология - это наука или нет?
Теология - это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов – "Theou" и "logos"), объективно она означает учение, субъективно - совокупные знания исключительно в контексте "богооправдания".
Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего средневековья Аврелия Августина, теология – это "рассуждения и обсуждения относительно Бога". Она прочно связана с христианскими доктринами.
Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология – это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей.
Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение "теология освобождения" интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.
Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и "собственное" богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, - "Сумма теологии" Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как "пять путей". Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид - это понимание и познание Бога человеком.
Так или иначе, но возникает вопрос: "Действительно ли теология – это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?" Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше "травмировать" интеллектуальную свободу людей.