Валовой доход коммерческого предприятия как показатель его рыночной стоимости

В рыночной экономике цель деятельности предприятия как увеличение его рыночной стоимости. Основные факторы создания стоимости - это денежный поток, который учитывает изменчивость внешних и внутренних факторов и взаимодействие с конкурентами.

Государству, проблема эффективности представлена такими проблемами, как валовой доход и прибыль, интенсификация производства и рост производительности, максимизация объема прибыли в условиях выполнения утвержденных заданий. Прибыль на уровне предприятий нормируется и ее максимизация основана на увеличении объема выпускаемой продукции или минимизации совокупных затрат при стабильных ценах. В этих условиях максимизация прибыли происходит не для того, чтобы увеличить конкурентоспособность продукции относительно других предприятий, а для того, чтобы в условиях устойчивых цен и нормативов выполнить плановый объем выпуска  продукции и обеспечить валовой доход предприятия.

Проблема выбора критериев оценки предприятия становится острой вследствие большого разрыва между спросом и предложением. Поэтому прибыль не может полно выражать реальный результат работы предприятия и его производственных структур. Прибыль также не может в полной мере учитывать реальные потребности интенсивного развития предприятия. Увеличение прибыли, возможно, и при большой изношенности основных средств и при выпуске устаревшей, но дешевой продукции. Возникает ситуация, когда показатель прибыли не является обобщающим на микро- и макроуровнях. Это неизменно приводит к такому интегральному показателю, как валовой доход, валовая добавленная стоимость в реализованной продукции, формируемая в настоящее время на уровне отраслей и всего народного хозяйства.

Валовая добавленная стоимость должна формироваться как разность между реализацией товаров и потреблёнными материальными затратами. В основных моделях оценки понятия «доход» и доход как показатель эффективности» используются редко, преобладающим является применение показателя «валовой доход», отражающего экстенсивный характер экономики.

Понятие «доход» размыто по причине использования в моделях таких показателей, как денежный поток, валовой денежный поток, прибыль, валовой доход, добавленная стоимость, денежная добавленная стоимость и других.

Изучение различных точек зрения ученых-экономистов по раскрытию экономической сущности понятия «доход» показало, что большая их часть может быть сгруппирована по нескольким показателям:

- по показателю вновь созданной стоимости;

- по показателю «притока денежных средств или получению материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью»;

- по показателю «увеличения экономических выгод в результате роста активов или погашения обязательств, обеспечивающих увеличение собственного капитала».

Валовой доход в основном приравнивается к прибыли от реализации, в основе определения которой положена выручка от реализации товаров. Использование в большинстве моделей оценки доходным методом показателя выручки от реализации продукции как исходного показателя для расчета прибыли вряд ли правомерно, так как полная величина выручки зависит:

- во-первых, от выбранного метода ее учета («по оплате» или «по отгрузке»);

- во-вторых, в составе выручки от реализации включены и материальные затраты, приобретенные со стороны. При их удельном весе в себестоимости промышленных предприятий 60-90% эти расходы нельзя признавать притоком денежных средств и считать доходом. Наоборот, это отток средств. Как следствие, 50-90% затрат на материалы, топливо, энергию, комплектующие в составе себестоимости вряд ли правомерно считать доходом. Последний по своей сущности должен обеспечить доход всем участникам производства: работникам предприятия, собственникам капитала, государству.

Комментарии