Управление прибылью предприятия: методы и модели
В экономической науке разработано достаточно много методов и моделей, с помощью которых достигается эффективное управление прибылью и рентабельностью предприятий. Так, Д. Обэр-Крие предлагает использовать бюджетный метод управления на предприятии или табло управления. Этот инструмент финансового управления - это технический метод, использующий отчетность предприятия для осуществления его общей политики. Он включает предвидение, координацию бюджетов, определение отклонений, и проведение корректирующих действий. Табло управления использует показатели работы фирм по техническим условиям производства; экономического, финансового, коммерческого положения предприятия, положения с персоналом и предполагает, в конечном счете, совершенствование управления прибылью на предприятии.
Согласно высказыванию Р.А. Фатхутдинову, сетевое планирование - это графоаналитический метод менеджмента, а балансовые методы управления предполагают управление прибылью предприятия на основе финансового анализа.
Представляется, что идеологические методы менеджмента, как управление прибылью предприятия, нецелесообразно выделять как самостоятельные. Их следует включить в число социально-психологических методов управления. Большинство ученых-экономистов не выделяют моральные методы управления, которые отличаются от всех остальных, и в том числе от психологических, по своей сущности. Рассматривая сущность экономических методов менеджмента, всегда имеют в виду (в первую очередь) присутствие человека, т.е. управление им. Значит, разговор идет и о социальных аспектах, так как они от человека неотделимы. Таким образом, управление прибылью предприятия экономическими методами менеджмента, подразумевает и использование социально-экономических методов.
При существующей форме хозяйствования управление прибылью предприятия и действенность экономических методов менеджмента снижается по мере перехода от крупного подразделения к мелкому, например, от предприятия к цеху, участку, бригаде, конкретному исполнителю. Если предприятие, является субъектом хозяйствования и в основе его деятельности заложены принципы коммерческого расчета (самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование), хотя в основном все его действия регламентированы государством, то структурное подразделение полностью зависит от предприятия и практически не имеет самостоятельности. И, несмотря на то, что деятельность структурного подразделения оценивается экономическими показателями, принципы коммерческого расчета на этом уровне вообще не реализуются.
Так же обстоит дело с участками, бригадами, конкретными исполнителями. Реализация рыночных отношений на уровне внутрипроизводственных подразделений требует принципиального пересмотра системы отношений между предприятием как единым хозяйственно-юридическим субъектом и подразделениями, входящими в его состав. Возникает необходимость пересмотра экономических взаимоотношений между указанными подразделениями и общепроизводственными службами управления предприятием. Данный процесс является сложным в связи с тем, что при этом проявляются противоречия двух заинтересованных субъектов: внутрипроизводственного структурного подразделения (цеха, отдела, службы), с одной стороны, и предприятия в целом - с другой. Необходимо обосновать и оценить методы экономического управления структурных подразделений и с точки зрения оптимального учета интересов указанных субъектов. Рассмотрение методов упарвления в таком разрезе для каждого подразделения выявляет характерные для них особенности и свойства.