Одним из наиболее популярных инструментов комплексной оценки состояния фирмы является матрица SWOT. Она часто составляется в различных бизнес-планах, инвестиционных проектах и маркетинговых программах. Данные, полученные в результате ее анализа, служат отправной точкой при постановке стратегических целей компании.
Матрица SWOT стала популярной по причине того, что она быстро и наглядно позволяет оценить, какое место занимает компания в текущей рыночной конъюнктуре, какие факторы больше всего оказывают влияние на ее прибыль, какие перспективы ждут ее в будущем. При этом для правильного использования данного инструмента вовсе не обязательно быть дипломированным экономистом или маркетологом. Главное в анализе – не "корочка" диплома, а умение объективно взглянуть на организацию, способность логически мыслить и смотреть на проблемы без всяких предубеждений и личной заинтересованности.
SWOT-матрица: что она собой представляет
Вначале расшифруем сокращенное название данной методики. Это аббревиатура (акроним) английских слов: "strength" (крепость, сила), "weakness" (слабость), "opportunities" (удобные случаи, возможности) и "threats" (переводится как угроза).
Матрица SWOT представляет собой квадрат, разделенный на четыре равные части, каждая из которых содержит свой перечень и отвечает за определенную группу вышеперечисленных факторов. При этом сектора «S» и «W» характеризуют состояние фирмы, а сектора «O» и «T» содержат внешние факторы, не зависящие от работы фирмы, но непосредственно влияющие или способные оказать воздействие на ее деятельность.
Матрица SWOT-анализа: пример построения
Предположим, существует некая компания ООО «Пирожок», которая работает 10 лет на российском рынке и выпускает кондитерские изделия. У компании лишь один собственник и хорошая репутация. В самом простом виде таблица для анализа может выглядеть следующим образом.
Сила - Собственный сервисный центр.
- Новый топ-менеджер по продажам, увеличивший за последние полгода продажи на 40%.
- Отличная кредитная история.
- Создание 2 месяца назад маркетингового отдела.
- Положительный имидж.
| Слабость - Нехватка оборотных средств.
- Проблемы с качеством (порой бывает ниже среднего).
- Увеличение текучести кадров (за последние 3 месяца – 10%).
- Постоянные конфликты между отделом закупок (старый начальник) и отделом продаж (новый).
|
Возможности - Внедрение CRM.
- Создание новых торговых марок.
- Сокращение времени обслуживания и улучшение сервиса.
- Получение скидок от постоянных поставщиков.
| Угрозы - Слухи об изменениях в политике поставщиков.
- Изменчивый курс доллара.
- Появление нового, набирающего популярность, конкурента.
|
Универсальность инструментаМатрица SWOT достаточно удобна и универсальна, чтобы применять ее в своей повседневной жизни. Проанализировав все факторы, можно лучше понять, как продвигаться вперед в плане карьеры, улучшить свою жизнь и стать более счастливым. С ее помощью можно решить многие житейские проблемы, найти наилучший и наиболее адекватный выход из тупиковой ситуации. Попробуйте сами - и вы убедитесь, насколько полезной она может быть. Одно из ключевых преимуществ матрицы - концентрация на главном. Это помогает четко увидеть всю картину и наметить ближайшие цели в своей жизни.