Условия поставки по Инкотермс-2010
Условия поставки – это совокупность законодательных актов, которые регулируют, каким образом и в какие сроки товар будет передан от стороны к стороне, как его будут оплачивать, страховать, кто несет ответственность за сохранность на том или ином этапе транспортировки и др.
Значительная часть мирового товарооборота приходится на международную торговлю, что создает необходимость в унификации правил перевозки грузов при соблюдении национальных законодательств. В этих целях вот уже почти 80 лет выпускаются Международные правила для толкования торговых терминов (Инкотермс), которые содержат основные условия поставки.
Нужно сказать, что применение Инкотермс в нашей стране носит рекомендательный характер. Но если в контракте есть ссылка на базисные условия, установленные правилами, то их соблюдение становится обязательным. В остальном нужно руководствоваться четвертым разделом ГК РФ, где указан порядок применения тех или иных обычаев делового оборота (статья 1211).
В настоящее время для торговых операций применяется Инкотермс в редакции 2010 года. Эти правила содержат одиннадцать основных положений, в которых отражены и условия поставки. Некоторые из них действуют не для одного вида транспорта, а для всей цепочки перевозчиков. От предыдущего выпуска (2000 года) нормативные акты отличаются тем, что в них появились разделы DAT и DAP, которые заменили условия поставки DAF, DDU, DEQ и DES.
Термин DAF в старых правилах означал, что продавцом осуществлена поставка товара для покупателя в названный пункт или место на границе (до перехода товара на таможенную границу стороны-покупателя). При этом товар прошел таможенные процедуры для экспорта и еще не разгружен с транспортного средства. Таким образом, предмет поставки будет еще подвергаться таможенным процедурам для импорта.
Правила Инкотермс (редакция 2010) содержат семь основных процедур для всех видов транспорта и четыре процедуры для внутреннего водного транспорта и морских перевозок. К первой разновидности правил относятся: DPP (товар поставляется с оплатой пошлин), DAP (доставка в место назначения), DAT (товар поставляется на таможенный терминал), EXW (поставка франко-завод), FCA (поставка франко-перевозчик), а также CIP и CPT, где в первом случае условия поставки указывают на то, что перевозка и страхование оплачены до какого-то места, а во втором до определенного пункта оплачена только перевозка.
Условия поставки FOB, как и FAS, CIF и CFR предполагают, что груз уходит из порта и приходит также в порт. Эти правила существовали и в предыдущей редакции, однако в новом варианте был введен термин «борт судна», который заменил понятие «поручни» как точку доставки для всех случаев, кроме FAS. Условия поставки последнего правила предполагают, что операция выполнена, если продавец выполнил необходимые таможенные мероприятия по вывозу, привез товар в оговоренный контрактом порт, разместил его вдоль борта судна на причале, барже и др. Процедурами по ввозу, в том числе уплатой таможенных пошлин, здесь занимается продавец.
Процедура FOB предполагает, что продавец привез товар на борт указанного в договоре судна, CIF – что продавец поставляет товар на борт, оплачивает фрахт до места назначения и страхование (обычно с минимальным покрытием), а CFR – что в обязанности поставщика входит только доставка груза в определенный порт с оплатой фрахта. Порядок поставок подбирается в каждом конкретном случае, т.к. каждый порт определяет условия, на которых он может работать с теми или иными судами и грузами.