Как-то так повелось, что ручку, шариковую либо гелевую, признают только как инструмент, которым можно писать, но уж никак не рисовать. Исключение составляют разве что каракули в конспектах. Однако мне очень хочется опровергнуть сложившийся стереотип, потому что я точно знаю: рисунки гелевой ручкой, так же, как и шариковой, могут быть настоящими шедеврами. Эти инструменты подходят для рисования ничуть не хуже, чем те же карандаши, пастель и другие художественные материалы.
Лично я при создании своих рисунков не использую предварительные карандашные наброски, поскольку моя рука уже набита. Однако начинающим художникам лучше все же набросать карандашиком то, что им хотелось бы изобразить. Ведь стереть чернила резинкой не представляется возможным, а чтобы создать рисунок гелевой ручкой, необходима твердая рука и уверенные движения. Если кисть дрогнет, исправить нарисованное будет непросто. Сложность рисования гелевыми чернилами еще заключается в том, что, с какой бы силой вы ни нажимали на стержень, линии из-под него будут выходить одинаковыми по насыщенности. Можно лишь уменьшить толщину линий, держа ручку под небольшим наклоном. Поэтому, создавая действительно красивые рисунки
гелевой ручкой, очень важно обращать внимание на штриховку при наложении теней и полутеней. В самых темных местах поверхность придется затушевать, или, говоря проще, закрасить. А чтобы от затененного участка плавно перейти к более светлому, необходимо будет делать штрихи - все более и более редкие, сходящие на нет.
С шариковой ручкой в этом плане немного проще. В данном случае насыщенность тона можно регулировать именно при помощи нажима: чем он сильнее, тем линия резче и четче. Едва же заметное движение стержня по бумаге дает бледные, чуть видные линии. И небольшие дефекты можно аккуратно устранить, используя либо шероховатый ластик, либо специальную канцелярскую замазку, более известную как «Штрих». Правда, бумага в данном случае также должна быть белой, а слой «Штриха» - тонким и закрашивающим только то, что нужно. При использовании шероховатого ластика стоит учесть, что бумага должна быть достаточно плотной. Недопустимо, исправляя рисунки черной ручкой, тереть слишком усердно. Можно просто-напросто проделать дырку.
Но какой бы ручкой вы ни рисовали, учтите, что это не карандаш, который при необходимости можно растереть, чтобы получить некоторый объем. Хотя, строго говоря, растирать и его не принято. Рисунки, в которых прослеживается растирание, считаются моветоном и признаком непрофессионализма художника. Поэтому, создавая рисунки гелевой ручкой (или шариковой), добивайтесь объемного изображения только с помощью штриховки. И это отнюдь не ровные линии. Если, рисуя шарик, вы заштрихуете его как под линейку, пусть даже с учетом теней и света, у вас получится просто плоский круг. Чтобы добиться объемности, направление штрихов должно быть не бездумным, а как бы повторяющим контуры шара. То же самое касается и других предметов. Поэтому прежде чем создавать рисунки гелевой ручкой или шариковой, потренируйтесь в
штриховке карандашом: отработайте все направления и типы монохромной заливки, нажим, градацию, равномерность и т. д. Ведь штриховка должна поддерживать форму предмета, а не искажать, если того не требуют те или иные отдельные элементы рисунка.