Детские пальчиковые игры для малышей от 0 до 3 лет

Главное богатство – это дети, часто вредничающие и капризничающие. В основном причина скрывается в скуке, таким образом они требуют внимания. Ситуацию могут спасти детские пальчиковые игры для малышей, которые в себе несут колоссальный развивающий эффект. При этом об их существовании известно многим современным мамам.

Знаменитый детский стишок про сороку-ворону с вождением пальцем по ладошке ребенка – отличный пример пальчиковой игры для малышей. Правда, не все понимают, какое именно значение эти забавы имеют в развитии и жизни маленького человека.

Как ни удивительно, но пальчиковые речевые игры для малышей способствуют хорошему развитию речи. Именно вождение пальцем по крошечной ладошке и проговаривание незатейливого стишка для ребенка несет огромную пользу. Интересно, знали ли бабушки и мамы, что это не просто развлечение для их крохи, когда загибали и считали пальчики?

Значение игр

Психологи, педиатры, неврологи и логопеды заявляют, что пальчиковые игры для малышей помогают развитию психики крохи, улучшают функционирование головного мозга, речь, расширяют способность ребенка работать руками.

Учеными было доказано, что речевое развитие детей связано напрямую с уровнем сформированности мелкой моторики и пальцев рук. Выявлено, что малыши, с которыми в младенчестве в пальчиковые игры не играли, начинают говорить позже, они замкнуты, а также плохо адаптируются в коллективе.

Пальчиковые игры для малышей помогают им познать свое тело. Кроху ожидает интересное знакомство с локтями и плечиками, пальчиками и ладошками. У ребенка формируется уверенность в собственных силах, это предотвращает в будущем возможность неврозов.

Ученые доказали существование связи между стимуляцией рук и детской психикой. Так, речь более развита у деток, у которых координация движения пальцев хорошо сформирована (стимуляция речи с помощью пальчиковых тренировок). При этом с 6 месяцев можно начинать массировать уже по 2-3 минуты каждый пальчик и кисти ручек. Сложность упражнений с возрастом постепенно увеличивается.

Польза игр

Итак, с помощью пальчиковых игр для малышей ребенок может:

  • Развить речь и мелкую моторику.
  • Научиться управлять каждым отдельным пальчиком и ручками – точность движений увеличивается.
  • Обогатить словарный запас.
  • Сформировать уверенность в собственных силах.
  • Подготовить руки к дальнейшему письму – формируются гибкие и сильные кисти рук и пальцы, имеющие отличную подвижность.
  • Синхронизировать функционирование правого полушария мозга, которое отвечает за образы всевозможных явлений, с левым – логическим, дающим возможность выражать их словами.
  • Научиться концентрации внимания.

Кистевые и пальцевые навыки

Различают такие этапы формирования пальцевых и кистевых навыков:

  1. В возрасте до 1 месяца появляется первая функция руки — хватание. Если взрослый свои указательные пальцы вкладывает в ладони малыша, он их плотно сжимает.
  2. В 2 месяца ребенок удерживает 2-3 секунды предмет, вложенный в руку. Совершает пальцами ритмические движения в процессе сосания — разжимает и сжимает их. Пальцы в покое сжаты в кулачок. Ребенок к концу месяца при оживлении вскидывает ручки.
  3. Начиная с 3 месяцев возникают условно-рефлекторные движения. Малыш удерживает предмет, вложенный в руку, до 10 секунд, а также тянет его в рот. Совершает ритмические энергичные движения пальцами при сосании. Свободно без зрительного контроля размахивает руками.
  4. Ладони у 4-месячного малыша раскрыты часто, он их складывает вместе, пальцы переплетает, предмет, вложенный в руку, удерживает до 20 секунд. Хлопает в ванне руками по воде. Ощупывает собственные руки. Протягивает их к предмету, крепко за него цепляясь. Движения пальцев при этом недифференцированные.
  5. В 5 месяцев малыш противопоставляет большой палец остальным. При схватывании любого предмета участие пальцев доминирует. В течение длительного времени взмахивает ритмически руками, издает при этом неопределенные звуки. Также протягивает руки маме и к предметам, находящимся поблизости.
  6. В 6-7 месяцев кроха ритмически взмахивает руками. При этом если игрушку вложить в руку, ею размахивает. При схватывании игрушки движения пальцев более дифференцированные. При виде ванны размахивает руками, активно хлопает по воде. При приближении намыленной руки обороняется руками.
  7. В следующие два месяца ребенок крепко сжимает игрушку, которую у него отбирают. Берет двумя пальцами мелкие предметы, всей ладонью — большие. Показывает глаза, нос у куклы, другого человека. При прощании машет рукой. Проявляется преобладание какой-то одной руки.
  8. У ребенка после 9 месяцев появляется манипуляционная деятельность.
  9. В 10-11 месяцев малыш накладывает предмет на предмет. Характерно манипулирование двумя игрушками. Малыш надевает и снимает крышку коробочки, палочку вкладывает в отверстие, игрушки выбрасывает из кроватки, подражает действиям взрослого.
  10. Ребенок в 12 месяцев держит чашку, если пьет. Играет различными вкладышами. Усвоенные действия переносит на новые игрушки.
  11. В год и 3 месяца ребенок пользуется ложкой, а карандашом чертит — в основном круги. Манипулирует различными предметами, отмечается верная последовательность действий: песок зачерпывает совочком, затем насыпает в ведерко. Маме помогает себя одевать. Показывает нос, глаза и пр. у себя. В книге перелистывает страницы. На конфете развертывает фантик. Пользуется вилкой и ложкой. Имитирует горизонтальные и вертикальные штрихи карандашом.
  12. С 11 месяцев у малыша появляются функциональные действия, а также наблюдается совершенствование действий, которые были выработаны ранее, перенос их на другие объекты и обобщение. Дети целенаправленно применяют предметы: угощают куклу чаем из чашки, укачивают куклу, катают машинку, строят из кубиков дом. Совершенствуются также действия рук — разжимается кулачок, пальцы действуют автономно и самостоятельно. Большой палец активизируется, потом указательный. Начинается стремительное развитие всех пальчиков, которое продолжается в течение всего раннего детства. Большое значение имеет время, когда появляется противопоставление большого пальца остальным. Движения всех пальцев с этого момента становятся свободными и легкими.

Способы проведения игр

Правил здесь не существует – они появляются стихийно и подходят малышам разного возраста. Такое веселое времяпрепровождение, как уже говорилось выше, хорошо развивает речь крохи, мелкую моторику. Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает чередование растяжения и расслабления, сжатия. Сначала малыши учатся складывать с помощью правой руки различные фигуры, потом — левой. Только закрепив навыки, идут к новому шагу — использованию двух рук.

Ребенок еще не способен проговаривать стишок (считалочку). Главное при этом, чтобы он смог повторить движения, которые были показаны взрослым. Такие игры учат малышей справляться с собственными пальцами, быстро изменять их положение. Итог зависит только от частоты занятий. При этом чем они регулярней, тем виднее будет полученный результат.

Важно также теплое (тесное) общение с родными. Ведь мама берет малыша на ручки, потом сажает его на колени. Она его щекочет или обнимает, поглаживает или придерживает за ручку, похлопывает и раскачивает. Положительные эмоции при этом обеспечены.

Придумайте что-нибудь необычное и яркое – наденьте цветные колпаки или разрисуйте пальцы. Таким образом развиваются творческие способности. Ребенок придумал новое движение, которое подходит к тексту? Его следует похвалить за находчивость.

Детской веселой музыкой можно привлечь внимание ребенка. Песенки вызовут у него огромный интерес, а также позволят эффективно провести время, применяя новые упражнения.

Годовалому крохе стоит предложить:

  • собрать в тарелочку предметы;
  • поиграть небольшими металлическими шариками, при этом перекатывая их пальчиками;
  • сложить рамку-вкладыш или пирамидку.

Эти игры способствуют развитию ловкости и силы.

Малыш может произносить уже несколько слов или фраз? Пора начинать игры, которые увеличивают его словарный запас, а также развивают внимательность, улучшают память.

После 1,5 года можно дать ребенку фломастеры, карандаши или мел. Пора знакомиться с другими заданиями, у которых цель – развить тонкие движения пальчиков:

  • перебрать крупы или фасоль;
  • разложить предметы по форме или размеру, цвету;
  • надевать или снимать рукавички;
  • поиграть с песком или водой;
  • развязать или завязать пояс, шнурок;
  • нанизать макароны-бусины на проволоку;
  • застегнуть пуговицы.

При этом стоит понимать, что пальчиковые игры для малышей в стихах завораживают ребенка и очень легки для запоминания. Постоянный порядок слов и ритмичность – это его очаровывает.

Развитие мелкой моторики

Мелкую моторику помогут развить занятия, в которых принимают участие все пальчики, включая безымянный и мизинчик, в обычной жизни редко используемые. Мелкая моторика связана тесно с речевым отделом мозга. Такие игры:

  • позволяют развить быструю реакцию и эмоциональность;
  • стимулируют речь и пространственное мышление, внимание и воображение;
  • делают речь намного выразительнее.

Чтобы игра приносила пользу, необходимо научить малыша сжимать и расслаблять ладошку, работать пальчиками. Изначально ребенок осваивает работу только одной рукой, потом и двумя, о чем мы уже говорили выше. При ежедневных занятиях малыш скорее сможет менять положение рук, научится быстро реагировать на всевозможные действия.

Также пальчиковые игры для малышей до года и после сближают родителей и кроху. Малыш ощущает заботу, тепло, любовь папы, мамы и других членов семьи, а это способствует и его эмоциональному, духовному развитию. При этом ритм, заданный стишком, развивает в нем чувства, ребенок начинает ощущать такт, ритм.

На руках имеется огромное число нервных окончаний, которые отвечают за важнейшие функции мозга человека. Массаж пальчиков и ладошек малыша стимулирует его активность, хорошо влияет на умственное развитие. Доказано позитивное воздействие мелкой моторики на формирование речи и внимания, мышления.

Рекомендации

Понравится ли крохе игра? Многое здесь зависит от подачи ее взрослым. Приступая к занятиям, необходимо настроиться на мирный, спокойный лад. При этом важна осторожность и бережность прикосновений.

Когда малыш начинает выполнять движения одной рукой непринужденно, значит, можно приступать к таким же движениям второй рукой. После этого рекомендуется учить движения двумя руками.

Порядок разучивания игр

Есть определенный порядок разучивания игр:

  1. Родитель проговаривает стишок и на себе показывает движения.
  2. Игра демонстрируется взрослым, манипулирующим детскими пальчиками (ручкой).
  3. Движения осуществляются синхронно ребенком и мамой, при этом мама продолжает проговаривать стих.
  4. Малыш выполняет самостоятельно игровые движения, в то время как взрослый читает стишки.
  5. Движения выполняются, и стихотворение проговаривается только ребенком. Мама при этом может ему подсказать или в чем-то помочь.

Чтобы пальчиковые игры для малышей до года приносили ребенку положительные эмоции, следует выполнять их, самому пребывая в хорошем расположении духа. Следовательно, если вы желаете, чтобы у крохи остались только положительные ассоциации от них, соблюдайте на занятиях правила:

  1. Пальчиковые игры для малышей от 1 года до полутора лет должны выстраиваться на принципе спокойной гимнастики ладошек и пальчиков.
  2. Перед игрой следует убедиться в том, что ручки достаточно теплые – вымыть ладони в теплой воде или растереть их.
  3. Следует отказаться от любых резких движений, которые могут причинить дискомфорт крохе.
  4. В пальчиковых играх для малышей 3 лет и младше приветствуется поглаживание и щекотание, «бег» по детской ручке или спинке пальчиком, если сюжет позволяет, выразительная мимика.
  5. Ребятам от 1,5 года стоит предложить совместное выполнение различных упражнений.

Пальчиковые упражнения

Для маленьких деток самыми полезными будут игры, которые основаны на фольклоре – интересном сюжете, скрывающем глубокий смысл. Самобытные песенки и потешки пронизаны красотой, они сложны. За ними спрятан призыв к пониманию сути мира, к его познанию. Действия лежат в их основе – развитие сюжета, различные действия персонажей, дальнейшее решение конфликтных ситуаций.

Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр для малышей от 1 года до двух лет способен каждый. В этом не требуются специфические знания и навыки, сложные приготовления.

Виды пальчиковых игр

Все игры можно разделить на 3 основные категории:

  1. Сказки – это игра, где требуется интересный сюжет. Основными героями считаются пальчики и ладони. Примером является «сорока-ворона» или «детки в школе». Прекрасный вариант – какая-то новая сказка, а малыш поможет ее сюжет развить. Сделать игру веселей помогут колпачки из бумаги с нарисованной улыбкой и глазками. Четкое проговаривание текста малышу поможет понять, что именно происходит.
  2. Игры, ориентированные на движение или реакцию, основаны на похлопываниях, касаниях и пр. Яркий пример таких пальчиковых игр для малышей – «ладушки» или «поймай пальчик».
  3. Гимнастика для пальчиков после занятий актуальна. Следует ребенку продемонстрировать каждое движение, а также дождаться того, чтобы он их понял.

Зимние игры

Для того чтобы познакомить ребенка с зимой, а также развить мелкую моторику, можно поиграть в пальчиковую игру «Зима» для малышей:

Раз, два, три, четыре (загибаем по одному пальчики),

Мы с тобой снежок лепили (двумя руками «лепим»).

Круглый, крепкий (руками чертим круг),

Очень гладкий (гладим одной рукой вторую)

И совсем, совсем несладкий (угрожаем пальчиком).

***

Также есть интересная пальчиковая игра «Снеговик» для малышей:

Мы слепили снежный ком (двумя руками лепим),

Шляпу сделали на нем (руки соединяем в кольцо, на голове показываем),

Нос приделали - и вмиг (к носу приставляем кулачки)

Получился снеговик (обрисовываем фигуру снеговика двумя руками).

Вместо заключения

Подводя итог вышесказанному, нужно заметить, что пальчиковые игры для малышей 2 лет и младше — это не развлечение, которым стоит пренебречь, объясняя, что такой вид занятости малышу не нравится. Привить любовь к таким развлечениям – это задача любой любящей мамы. И уже она должна стремиться, чтобы малыш развивался и рос гармонично.

Комментарии