Занятия, помогающие активизировать развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда находится в центре внимания воспитателей и родителей, потому что устная речь у малыша начинает формироваться только тогда, когда точность движения пальчиков его рук достигает необходимого уровня. Взаимосвязь этих умений неоспорима.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, отвечающее возрастной норме, - это один из признаков их готовности к обучению в первом классе. А ее недоразвитие не просто затруднит учебный процесс, но не даст ребенку возможности даже в нем участвовать.
Система упражнений по разработке мелких мышц, отвечающих за движения пальцев рук, при регулярных занятиях позволит повысить работоспособность мозга ребенка, а с нею улучшатся память и внимание.
Упражнения, активизирующие развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:
1. Движения на сжимание и разжимание всех пальцев.
2. Катание поочередно каждым пальчиком мелких бусинок, шариков и камешков.
3. Наматывание и разматывание клубков ниток.
4. Делание кистями рук «фонариков».
5. Самостоятельное шнурование обуви.
6. Складывание матрёшки и пирамидки.
7. Сжимание всех пальцев в щепотку с последующим раскрыванием их.
8. Рисование пальцами в воздухе.
Игры и упражнения, активизирующие развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, связаны со следующими действиями, направленными на манипуляции с предметами:
- захватывание;
- ощупывание;
- бросание.
Необходимые для развития мелких мышц движения руками, связанные с формированием действий при игре с сюжетными игрушками:
- втыкание;
- нанизывание;
- продевание;
- расстегивание;
- застегивание.
Рекомендации по организации детских занятий по формированию движений сложной координации
1. По причине того, что развитие ручной активности предполагает соответствующую степень зрелости структур мозга, неэффективно заставлять ребенка заниматься. Начинать нужно с посильных для него упражнений, успешное выполнение которых принесет малышу удовольствие и уверенность в своих возможностях.
2. Обязательна регулярность в выполнении упражнений.
3. Необходим контроль взрослого за точностью выполнения движений. В противном случае положительный результат нельзя гарантировать.
4. Для начала выполнять упражнения нужно не дольше 3-5 минут. Увеличение времени производится за счет развивающих игр и других занятий.
5. Темп выполнения заданий должен быть комфортным для ребенка.
6. Малышу нужно помогать, хвалить его и поддерживать.
7. Перед каждым занятием необходимо демонстрировать ход выполнения упражнения и давать короткую и точную инструкцию.
8. Инструкцию необходимо повторять время от времени, а задания проговаривать вслух.
Воспитание детей дошкольного возраста должно осуществляться родителями ненавязчиво и доброжелательно. Необходимость заниматься подготовкой малыша к школе, выполнение заданий на развитие пальцев и мышц рук для развития ребенка не должно стать причиной увеличения психологической напряженности.
Зачастую неразвитость пальцев рук бывает у тех детей, которых в семьях ограждают от самообслуживания. Такие дети в пять лет не умеют самостоятельно ни одеться, ни раздеться. Им трудно завязать шапочку или ботиночки, застегнуть курточку или сорочку. Движения рук при одевании и раздевании - это тоже тренировка. Воспитание у ребенка самостоятельности выводит, конечно, маленького человека из зоны тотального контроля взрослых, но всегда же можно договориться!