Дошкольный возраст
Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности. Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.
Дошкольный возраст представляет собой период жизни и развития детей в возрасте от трех до семи лет. Именно эти годы характеризуются дальнейшим физическим развитием, а также ростом интеллекта ребенка. Движения детей становятся более свободными. Ребенок неплохо разговаривает. Мир детских переживаний, ощущений и представлений богат и разнообразен.
Рост и увеличение веса ребенка в этот период характеризуются неравномерностью. Изменяется в дошкольном возрасте и кожный покров. Он утолщается и становится намного эластичнее. При этом снижается количество находящихся в нем сосудов крови. Таким образом, кожа более стойко воспринимает различные механические воздействия. Окостенение костей скелета к пяти-шести годам еще не заканчивается, однако позвоночник принимает формы, как и у взрослого.
Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью. У детей особенно активно развивается система мышц, что значительно усиливает нагрузку на скелет.
Изменения претерпевает и сердечно-сосудистая система. Ее работоспособность и выносливость значительно повышается. Высокого уровня достигает и нервно-психическое развитие ребенка. При этом совершенствуется интеллектуальное взаимоотношение маленького человека с окружающим его миром. Постепенно растет запас слов. В этом возрасте с достаточной определенностью ребенок может выразить свое эмоциональное состояние – огорчение и радость, смущение и страх, жалость и разочарование. Именно в дошкольном периоде развиваются и становятся определенными моральные понимания ситуации. Тогда же появляется и понятие о возложенных обязанностях.
Обучение детей дошкольного возраста производится через ролевые игры. При этом у ребенка наблюдается стремление к взрослой жизни. В возрасте от трех до семи лет игра является основным видом деятельности, так как она способствует изменениям психики маленького человека. При этом особенно ярко происходит формирование знаковой функции сознания ребенка.
Производя игровую деятельность, маленький человек способен заместить различные предметы, а также взять на себя определенную роль. Именно в этом процессе для ребенка открываются взаимоотношения, которые имеют место между взрослыми людьми.
Развитие детей дошкольного возраста осуществляется и благодаря разнообразным видам творчества. Особое место в этом процессе занимает изобразительное искусство, в частности – рисование. По характеру изображений на бумаге можно судить о восприятии ребенком окружающего мира, о его воображении и памяти, а также мышлении. Именно при помощи рисунков дети передают свои знания и впечатления, которые они получают.
Большую роль в развитии детей играет и познавательный процесс. В этом периоде соединяется мышление, речь и воображение. Этот фактор лежит в основе полноценного обучения языкам (как родному, так и иностранным). В процессе воспитания усваиваются нормы нравственности, правила и формы культурных отношений. Вершиной развития личности маленького человека в дошкольном периоде служит формирование его самосознания, которое опознает собственные качества характера и способности, а также причины неудач и успехов.