Факторный анализ рентабельности продаж в условиях конкуренции
Традиционно факторный анализ рентабельности продаж рассматривается как показатель, который в более подробном виде характеризует производственные результаты, чем это делается при помощи такого показателя, как прибыль. Причина этого состоит в том, что факторные параметры более глубоко соотносят эффект производства, и не только с имеющимися или использованными ресурсами. Факторный анализ рентабельности организации используется для характеристики всего предприятия и как инструмент ценообразования.
В самом общем виде, параметры рентабельности можно свести в следующие классификационные группы:
1) показатели окупаемости издержек производства;
2) показатели окупаемости инвестиционных проектов;
3) параметры, характеризующие собственно рентабельность продаж;
4) характеристики доходности капитала.
Как правило, эти характеристики рассчитываются по совокупным показателям прибыли.
Однако, факторный анализ рентабельности капитала в современных условиях показывает, что все более значимым фактором рентабельности становится конкуренция. Результатом конкуренции выступает необходимость активизации проведения инновационной политики, расширения инвестиционной деятельности предприятий. Факторный анализ рентабельности продаж доказывает, что при этом повышается эффективность всех материальных и нематериальных активов, и обеспечиваются эргономические и эстетические качества товара, его экологичность, а также эксплуатационная безопасность. Эффективными инструментами конкуренции являются надежность и репутация производителя, его престиж, имиджи и брэнды. Таким образом, конкуренция как «ценовая», так и «неценовая» оптимизируют адекватность цены, качеству производимого товара, что отвечает требованиям его конкурентоспособности и запросам потребителей.
Факторный анализ рентабельности продаж показывает, что все это проявляется тогда, когда механизм конкуренции построен на рыночных законах соотношения спроса и предложения. При этом установление цены предложения или спроса на товар формирует уравновешенные цены на рынке.
Однако процессы концентрации производства и глобализации экономики способствуют развитию несовершенных видов конкурентной борьбы. Следует отметить, что в современной структуре рынка преобладающей моделью конкуренции является олигополия, которая характеризуется небольшим числом продавцов (как правило, крупных фирм). При этом товары могут быть дифференцированными. Факторный анализ рентабельности продаж в таких условиях проявляет особенность, состоящую в том, что проникновение на этот рынок новых продавцов затруднительно, так как олигополистические фирмы применяют политику лидерства в ценах и взаимный сговор в целях поддержания уровня цен и максимизации прибыли. Полный же контроль над ценами на рынке осуществляет монополия.
Поэтому в настоящее время рынок не может сделать конкуренцию эффективной. В этой связи государством, как основным экономическим регулятором, должны приниматься меры, которые могли бы обеспечить цивилизованные условия для функционирования товаропроизводителя и его «защиты» от монополий, усиление которых ведет к деформациям в развитии рыночной экономики.
Политика государства в области регламентации влияния монополий проявляется в осуществлении и совершенствовании антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика включает контроль над монополизированными рынками, организационные механизмы поддержки малого бизнеса, антимонопольное законодательство, процедуры связанные с упрощением лицензирования, бухгалтерского учета и т.д.