Как находить клиентов работникам интеллектуального труда

Основа любого успешного дела - совпадение спроса и предложения на товар или услугу. Конечно, то, где и как находить клиентов, зависит в первую очередь от сферы. К примеру, если бизнес - точка быстрого горячего питания, то искать покупателей имеет смысл в людных местах (вокзалы, крупные учебные заведения, деловые и офисные центры).

Для товаров вообще существуют целые теории, которые помогают понять, как лучше выбрать расположение фирмы, как строить отношения с партнерами, как правильно организовать выкладку на магазинных полках. Привлечение покупателей зависит от многих факторов: от сенсорных (музыка, упаковка, запахи), ценовых, сезонных и прочих.

Немного иначе дело обстоит с услугами. Основное правило для них: доступность в нужное время в нужном месте по приемлемой цене. Попробуем рассмотреть основные способы того, как находить клиентов фрилансерам и представителям умственного труда. На первый взгляд для "вольных художников" все кажется довольно простым. Есть биржи фриланса, скриптов, статей, фотостоки. Можно как продавать на них готовую продукцию (тексты, картинки, фотографии, программы, шаблоны для сайтов и пр.), находить клиентов для будущих проектов и долгосрочного сотрудничества, так и изучать рынок. Но при работе с биржами нужно учитывать несколько нюансов. Во-первых, новичку там сложнее.

На крупных порталах регистрация бесплатная, но возможности дармового членства очень ограничены. Следовательно, потребуются вложения в оплату "членских взносов". Стоимость может очень сильно отличаться, но в среднем (возьмем порталы для переводчиков) она составляет около 100 долларов в год. При этом заказы отнюдь не гарантированы. Во-вторых, на биржах существует очень жесткая ценовая борьба, сильный демпинг. Следовательно, для раскрутки, для наработки портфолио, как параллельный небольшой доход можно рассматривать порталы. Но надо понять, как находить клиентов непосредственных, платежеспособных и серьезных.

У многих представителей свободных профессий чаще всего не доходят руки до того, чтобы сделать свой сайт-визитку или портфолио. А это один из самых беспроигрышных способов того, как находить клиентов.

Конечно, над сайтом нужно работать - продвигать его, позиционировать. Зато результат превзойдет все ожидания. Имея сайт с высокими позициями, вы уже не будете озабоченно искать получателей вашей услуги. Клиенты сами будут находить вас. Важно только понять, что же они ищут, и предложить им подходящее решение. То же самое можно отнести и к рекомендациям о том, как найти клиентов юристу. К маститому, авторитетному будут выстраиваться очереди. А вот молодому и начинающему нужно постараться создать себе имя. Не стесняйтесь просить рекомендательные письма. В сфере юридических услуг еще большее значение, чем в других, имеет сарафанное радио. То есть если вы качественно оказали услугу (будь то регистрация предприятия, бракоразводный процесс, раздел имущества или защита в суде), будьте уверены, что вас будут рекомендовать знакомым и друзьям. Телефон надежного юриста, как и высококлассного стоматолога, передается из рук в руки.

Есть еще один способ: регулярная публикация объявлений в газетах или на досках объявлений. Продумайте, где и кому нужны ваши услуги. К примеру, услуги медсестры на дому, няни, массажиста имеет смысл предлагать там, где собираются мамы с детьми: например, в поликлиниках или рядом с ними, в семейных газетах. А вот переводчик вряд ли таким образом найдет заказчиков. Для него намного важнее деловые клиенты. Следовательно, ему нужно публиковать свои объявления на профильных сайтах, в специализированных изданиях, на порталах, где ищут информацию бизнесмены, занимающиеся экспортом и импортом товаров.

Указывать ли в объявлении цену? Это также зависит от того, кому адресована услуга. Если частным, как правило, малоимущим людям, то цену стоит указать особенно в том случае, если она конкурентоспособная. Если же услуга адресована предприятиям и деловым людям, где формирование стоимости зависит от многих составляющих, лучше этого не делать. Слишком низкая (по их меркам) цена может отпугнуть состоятельных клиентов.

Давая любую рекламу, необходимо учитывать то, кто будет (и когда) потенциальным получателем. Продвижение юридических услуг, к примеру, будет обоснованным в контексте деловой жизни, в течение рабочего дня, в бизнес-изданиях. А вот рекламировать туристическое агентство уместнее в развлекательной прессе, в эфире семейных передач. Анализ кампаний конкурентов также даст вам богатую пищу для размышлений и многому научит.

Комментарии