Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения и их обоснование
Несмотря на то что педагогические технологии личностно-ориентированного обучения являются пока сравнительно новым явлением, затронувшим современную российскую школу, интерес к ним неуклонно растет. Это объясняется не только наметившимися в современном обучении тенденциями к гуманизации и переходу к педагогике сотрудничества, но и назревающим кризисом всей системы образования в целом.
Отличительные свойства личностно-ориентированных технологий обучения
Немалые надежды возлагаются на педагогические технологии личностно-ориентированного обучения не случайно. Преимуществами данных систем, выгодно отличающими их от предшествующих, являются:
- Предоставление ученику максимальной возможности самореализации путем раскрытия в себе творческого, интеллектуального, физического потенциала.
- Общение между участниками педагогического процесса, построенное на взаимном уважении и принципах педагогики сотрудничества. Признание за учеником статуса субъекта познавательной деятельности.
- Усвоение знаний - средство развития, а не цель обучения.
- Учебно-воспитательный процесс, максимально адаптированный под индивидуально-личностные особенности каждого из учеников (в том числе – ценностные ориентации, индивидуальные особенности мышления, памяти, течения познавательных процессов, сферы интересов).
- Доминирование образованности над обученностью.
- Соблюдение принципа вариативности с целью возможности разнообразить как формы, так и содержание учебно-воспитательного процесса.
Основные категории личностно-ориентированных технологий
Рассматривая педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, стоит отметить, что внутри них существует немало подкатегорий, дающих более полное представление об их сущности.
Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе каждая указанная технология управления организацией учебного процесса и его содержанием, направлены на всестороннее совершенствование и гуманизацию современной образовательной системы.