Социальный контроль и девиация в развитии одаренных детей

В современной психологии не сложилось единого представления о том, каковы гносеологические истоки одаренности у детей. Причем разбежка мнений по этому вопросу довольно значительна. Одни специалисты считают одаренность – «дар божий», дающийся человеку, а уже как он им распорядится – дело частное. Другие занимаю совсем диаметральную позицию, утверждая, что одаренность – это специфическая социальная девиация. Очевидно, рациональное зерно есть и у одних, и у других. Исходя из классического понимания социальной девиации, которая рассматривается как определенный тип отклоняющегося от социальных норм поведения, одаренность может проявляться таким образом, но только с том случае, когда такое отношение к ней формируется в социальном окружении одаренного ребенка. Здесь необходимо учитывать, что девиация в психологии, как таковая, бывает негативной и позитивной. В данном случае, следует говорить о девиации позитивного характера.

Особая роль в сглаживании всякого рода дисфункций, которые могут возникать в такой ситуации, играет социальный контроль и «девиация» девиации. Важнейшую роль в проведении такой работы должны сыграть педагог, классный руководитель, родители. Социальный контроль и «девиация» девиации – определенная стратегия психолого-педагогического воздействия на социальное окружение с целью формирования в нем позитивного отношения к одаренности своих коллег по учебе и внеучебной деятельности.

При обычных обстоятельствах, воспитательную работу классного руководителя с одаренным ребенком можно квалифицировать как гармонизирующую и профилактическую. Она осуществляется в виде:

- консультаций, тренингов работы с ребенком или подростком, которая направлена на развитие самосознательности;

- формирования социально-психологических навыков и умений по созданию и поддержанию отношений с окружающими, понимания своих чувств.

Именно социальный контроль и «девиация» девиации по отношению к тем, кто неверно трактует и воспринимает одаренность своих ровесников, может устранить эти трудности. Социально-психологическая коррекция, организованная классным руководителем, позволит решить или заранее «снять» эту проблему.

Что касается работы с педагогами и родителями, то можно рекомендовать такие виды деятельности:

1) контроль за нервно-физическими нагрузками школьника, которые формируются через деятельность и требования учителей и родителей. Такие школьники, как правило, внешне достаточно стойки к перегрузкам, и взрослым нелегко преодолеть искушение «вложить» в них еще какой-либо одаренности.

2) работа с взрослыми, направленная на то, чтобы ребенка за счет других его интересов и возрастных особенностей, не превращали его в узкоспециализированную машину. Такой социальный контроль и «девиация» девиации в отношении взрослых должна проводиться предельно корректно и деликатно.

3) методическая помощь в разработке индивидуальной программы развития одаренного ребенка.

Особенного внимания заслуживают специализированные школы, где учится большое количество талантливых детей. В спецшколах большое значение имеют следующие направления работы классного руководителя:

- оказание помощи одаренным детям в организации социального взаимодействия в школьной среде и за пределами такой среды. Поэтому одним из заданий классного руководителя должно быть расширение возможностей социального поведения одаренных;

- организация в школе среды, которая поддерживает или развивает идею уникальности любого человека и значимости его способностей. Такая обстановка, в противовес технологии конкуренции, самоутверждении за счет других, способствует раскрытию интеллектуального потенциала каждого ученика;

- организация условий, побуждающих к целостному развитию школьников;

- методическая, технологическая помощь школьникам в развитии разных психических особенностей и качеств, усовершенствовании их способностей;

- психопрофилактическая работа в заведениях, ориентированных на обучение одарённых детей.

Специализированные учебные учреждения (школы с повышенным и углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи) призваны реализовывать эти направления в тесном взаимодействии с органами, регулирующими правовые и социальные аспекты положения детей в обществе.

Комментарии