Что происходит с душой после смерти?

Что происходит с душой человека после смерти? Этот вопрос является одним из главных, заставляющих человека обратиться к учению Православной церкви и в нем искать столь волнующий его ответ. Несмотря на то что строгих догматов, касающихся посмертного пути к Богу, не существует, среди верующих бытует традиция особого поминовения усопших на третий, девятый и сороковой день. Такое положение не признается Церковью в качестве вероучительной нормы, но в то же время и не оспаривается. На чем же оно основано?

На пороге вечности

Понимание смысла жизни каждым отдельным человеком и то, чем он ее наполняет, во многом зависит от его отношения к своей будущей кончине. Исключительно важным является такой аспект: ждет ли он ее приближение, полагая, что душу после смерти ожидает новый этап бытия, или страшится, воспринимая конец земного существования как преддверие вечного мрака, в который ему суждено погрузиться?

Согласно учению, дарованному людям Иисусом Христом, телесная кончина не ведет к полному исчезновению человека как личности. Миновав этап своего временного земного существования, он обретает вечную жизнь, подготовка к которой является подлинной целью его пребывания в тленном мире. Таким образом, земная смерть становится для человека днем его рождения в Вечности и началом восхождения к престолу всевышнего. Как именно сложится для него этот путь и что принесет ему встреча с Отцом небесным, всецело зависит от того, как он провел свои земные дни.

В связи с этим уместно отметить, что православное учение содержит в себе такое понятие, как «память смертная», которое предполагает постоянное осознание человеком краткости его земного бытия и ожидания перехода в потусторонний мир. У истинного христианина именно таким состоянием души определяются все поступки и помышления. Не накопление богатств тленного мира, которых он неизбежно лишится после своей кончины, а исполнение заповедей божьих, открывающих врата в царство небесное, является смыслом его жизни.

Третий день после кончины

Начиная разговор о том, что происходит с душой после смерти, и рассматривая основные этапы, следующие за кончиной человека, остановимся прежде всего на третьем дне, в который, как правило, происходят похороны и совершается особое поминовение усопшего. Такой отсчет времени имеет глубокий смысл, поскольку он духовно связан с трехдневным воскресением Спасителя нашего Иисуса Христа и символизирует победу жизни над смертью.

Кроме того, третий день заключает в себе олицетворение веры усопшего и его родных во Святую Троицу, а также признание ими трех евангельских добродетелей – веры, надежды и любви. И наконец, три дня установлены в качестве первого этапа пребывания человека за пределом его земного бытия, потому что все его дела, слова и помышления при жизни определялись тремя внутренними способностями, среди которых разум, чувства и воля. Недаром во время совершаемой в этот день панихиды возносится молитва об отпущении усопшему грехов, совершенных «словом, делом и помышлением».

Существует и еще одно объяснение причины, по которой именно третий день избран для особого поминовения усопшего. Согласно откровению святого Макария Александрийского, ангел небесный, рассказывая ему о том, что происходит с душой после смерти, поведал, что на протяжении первых трех дней она незримо пребывает в местах, связанных с ее земной жизнью. Часто душа обретается возле родного дома или там, где находится оставленное ею тело. Скитаясь, подобно птице, лишившейся своего гнезда, она испытывает неимоверные страдания, и лишь церковное поминовение, сопровождаемое чтением установленных на этот случай молитв, приносит ей облегчение.

Девятый день после кончины

Не менее важным этапом для души человека после смерти является девятый день. Согласно тому же ангельскому откровению, изложенному в трудах Макария Александрийского, после трехдневного пребывания в местах, связанных с земной жизнью, душа возносится ангелами на небо для поклонения господу, а после этого в течение шести дней созерцает святые райские обители.

При виде блаженств, ставших уделом праведников во Царствии Божьем, она прославляет творца и забывает о скорбях, постигших ее в земной юдоли. Но в то же время увиденное побуждает душу глубоко и искренне раскаяться во грехах, содеянных ею на тернистом и полном соблазнов жизненном пути. Она начинает укорять себя, горько причитая: «Увы мне многогрешной и не радевшей о своем спасении!»

Пробыв во Царствии Божьем шесть дней, наполненных созерцанием райских блаженств, душа вновь возносится для поклонения к подножию престола всевышнего. Здесь она воздает хвалу создателю мира и готовится к последующему этапу своих посмертных странствий. В этот день, являющийся девятым по счету после кончины, родные и близкие покойного заказывают в церкви заупокойную службу, после которой собираются все вместе за поминальной трапезой. Характерной особенностью возносимых в этот день молитв является содержащееся в них прошение о том, чтобы душа усопшего удостоилась быть причтенной к одному из девяти чинов ангельских.

Сакральное значение числа 40

С незапамятных времен плач по усопшему и молитвы об упокоении его души продолжались в течение сорока дней. Почему был установлен именно такой временной интервал? Ответ на этот вопрос можно найти во Святом Писании, открыв которое, нетрудно убедиться в том, что число сорок часто встречается на его страницах и содержит в себе некий сакральный смысл.

Например, в Ветхом Завете можно прочесть, что, избавив свой народ от египетского рабства и направляясь в Землю Обетованную, пророк Моисей водил его по пустыне сорок лет, и в течении такого же срока сыны Израилевы питались манной небесной. В течение сорока дней и ночей их вождь постился перед тем, как принять на горе Синай закон, установленный богом, а пророк Илия провел такой же срок в путешествии к горе Хорив.

В Новом Завете на страницах святого Евангелия говорится, что Иисус Христос, приняв крещение в водах реки Иордан, направился в пустыню, где в течение сорока дней и ночей пребывал в посте и молитве, а по воскресении из мертвых сорок дней оставался среди своих учеников, прежде чем вознесся к отцу своему небесному. Таким образом, вера в то, что душа до 40 дней после смерти проходит особый путь, предначертанный творцом, основана на библейской традиции, берущей свое начало из ветхозаветных времен.

Сорок дней, проведенных в аду

Древний иудейский обычай оплакивать покойных в течение сорока дней после их кончины был узаконен ближайшими учениками и последователями Иисуса Христа – святыми апостолами, после чего он вошел в число традиций основанной им Церкви. С тех пор повелось ежедневно в течение всего этого срока творить особую молитву, называемую «сорокоустом», которой в последний день – «сорочины» – приписывается необычайно благодатная сила.

Подобно тому, как Иисус Христос после сорока дней, наполненных постом и молитвами, победил дьявола, так же и основанная им Церковь, совершая в течение того же срока службы по усопшему, творя милостыни и принося бескровные жертвы, испрашивает ему благодать у господа бога. Именно это позволяет душе после смерти устоять перед натиском воздушного князя тьмы и унаследовать царство небесное.

Весьма показательно то, как Макарий Александрийский описывает состояние души умершего после вторичного поклонения Творцу. Согласно откровению, полученному им из уст ангела, господь повелевает своим бестелесным слугам низринуть ее в пучину ада и там показать все неисчислимые мучения, которые претерпевают грешники, не принесшие во дни земной жизни должного покаяния. В этих мрачных глубинах, наполненных стенаниями и плачем, скиталица, лишившаяся своего тела, пребывает в течение тридцати дней и непрестанно трепещет от того, что может и сама оказаться в числе этих несчастных, обреченных на вечные страдания.

У престола великого судии

Но покинем царство вечной тьмы и проследим дальше, что происходит с душой. 40 дней после смерти завершаются важнейшим событием, определяющим характер посмертного бытия усопшего. Наступает момент, когда душа, оплакивавшая в течение трех дней свое земное пристанище, затем сподобившаяся девятидневного пребывания в райских кущах и сорокадневного затворничества в глубинах ада, уже в третий раз возносится ангелами на поклонение господу. Таким образом, душа после смерти и до 40-го дня пребывает в пути, а затем ее ждет «частный суд». Этим термином принято обозначать важнейший этап посмертного бытия, в котором сообразно земным делам будет определяться ее участь на весь оставшийся период, вплоть до второго пришествия Христа на землю.

Свое решение о том, где суждено пребывать душе после смерти в ожидании страшного суда, господь принимает исходя из ее прижизненного состояния и расположения. Решающую роль играют предпочтения, отдававшиеся ей во время пребывания в бренном теле. Иными словами, решение судии зависит от того, что избирал человек, которому она принадлежала – свет или тьму, добродетель или грех. По учению отцов Православной уеркви, ад и рай не являются какими-то конкретными местами, а выражают лишь состояние души, в зависимости от того, была ли она открыта богу во дни земной жизни, или противилась ему. Таким образом, человек сам определяет путь, по которому суждено устремиться его душе после смерти.

Страшный суд

Упомянув о страшном суде, необходимо сделать определенные пояснения и дать более ясное представление об этом важнейшем христианском догмате. По учению Православной церкви, сформулированному на Втором Никейском соборе в 381 году и получившему название «Никео-Цареградский Символ веры», наступит момент, когда господь призовет на суд живых и мертвых. В этот день восстанут из могил все умершие со дня сотворения мира и, воскреснув, вновь обретут свою плоть.

В Новом Завете сказано, что вершить суд будет сын божий Иисус Христос в день своего второго пришествия в мир. Воссев на престоле, он пошлет ангелов собрать «от четырех ветров», то есть со всех сторон света, праведников и грешников, тех, кто следовал его заповедям, и тех, кто творил беззакония. Каждый из явившихся на суд божий получит заслуженное воздаяние по своим делам. Чистые сердцем отправятся в царство небесное, а нераскаянные грешники – в «огонь вечный». Ни одна душа человека после смерти не минует божьего приговора.

Помогать господу будут его ближайшие ученики – святые апостолы, о которых в Новом Завете говорится, что они воссядут на престолы и начнут вершить суд над 12 коленами Израилевыми. В «Послании апостола Павла» говорится даже, что не только апостолам, но и всем святым будет дарована власть творить суд над миром.

Что такое «воздушные мытарства»?

Однако вопрос о том, куда попадает душа после смерти, может решиться еще задолго до страшного суда. Согласно учению Православной церкви, на пути к престолу божьему ей предстоит пройти через воздушные мытарства, или, иными словами, препятствия, воздвигаемые посланцами князя тьмы. Остановимся на них подробнее.

Во Священном Предании имеется рассказ о воздушных мытарствах, которые претерпела святая Феодора, жившая в X веке и прославившаяся беззаветным служением богу. После своей кончины она явилась в ночном видении одному из праведников и поведала о том, куда уходит душа после смерти и что претерпевает на своем пути.

По ее словам, в пути ко престолу божьему душу сопровождают два ангела, один из которых является ее хранителем, приданным во святом крещении. Чтобы благополучно достичь божьего царства, необходимо преодолеть 20 препятствий (мытарств), воздвигнутых бесами, где душа после смерти подвергается строгим испытаниям. На каждом из них посланцы сатаны предъявляют список ее грехов, относящихся к одной определенной категории: чревоугодие, пьянство, блуд и т. д. В ответ на это ангелы разворачивают свиток, в котором начертаны добрые дела, совершенные душой при жизни. Подводится своеобразный баланс и, в зависимости от того, что перевесит – добрые дела или злые, определяется, куда душа после смерти должна попасть – ко Престолу Божьему или прямиком в ад.

Милость господня к падшим грешникам

В откровении святой Феодоры говорится, что всемилостивый господь не остается безучастным к судьбам даже самых закоренелых грешников. В тех случаях, когда ангел-хранитель не находит в своем свитке достаточного количества добрых дел, он своей волей восполняет недостаток и дает возможность душе продолжить восхождение. Кроме того, в отдельных случаях господь может вообще избавить душу от столь тяжкого испытания.

Просьба об этой милости содержится в целом ряде православных молитв, обращенных непосредственно ко господу или к его святым угодникам, ходатайствующим о нас перед его престолом. В связи с этим уместно вспомнить молитву святому Николаю Чудотворцу, содержащуюся в заключительной части посвященного ему акафиста. В ней приводится прошение о том, чтобы святитель ходатайствовал перед всевышнем об избавлении нас после смерти «от воздушных мытарств и вечного мучения». И таких примеров в православном Молитвослове можно найти немало.

Дни поминовения усопших

В завершение статьи остановимся несколько подробней на том, когда и как, согласно православной традиции, принято поминать усопшего, поскольку это необычайно важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к затронутой нами теме. Поминовения или, проще говоря, поминки включают в себя прежде всего молитвенное обращение к господу богу с прошением об отпущении умершему всех его прегрешений, совершенных во дни земной жизни. Это делать крайне необходимо, поскольку, ступив за порог вечности, человек теряет возможность принести покаяние, а при жизни он далеко не всегда и не во всем мог испросить себе прощения.

По истечении 3, 9 и 40 дней после смерти душа человека особенно нуждается в нашей молитвенной поддержке, поскольку на этих этапах своего загробного бытия она предстает пред престолом всевышнего. Кроме того, каждый раз на пути к его небесному чертогу душе придется преодолевать мытарства, о которых говорилось выше, и во дни этих тяжелейших испытаний ей, как никогда, потребуется помощь тех, кто, оставшись в бренном мире, хранит о ней память.

Именно с этой целью на заупокойных богослужениях читаются особые молитвы, объединенные общим названием «сорокоуст». Кроме того, в эти дни родные и близкие усопшего посещают его могилу, а после этого совершают совместную поминальную трапезу дома или в специально арендованном зале ресторана или кафе. Не менее важно повторить весь предписанный порядок поминовения в первую, а затем во все последующие годовщины смерти. Однако, как учат нас святые отцы Церкви, наилучшим способом оказать помощь душе почившего является истинно христианская жизнь его родных и близких, соблюдение ими заповедей Христовых и всемерное оказание помощи нуждающимся.

Комментарии