Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у взрослых

Какое главное качество отличает хорошего диктора на телевидение или радио от плохого? Возможно, кто-то скажет, что для первого важнее всего внешность, а для второго — умение говорить четко, грамотно и понятно. И оба суждения будут отчасти правдивы. Ошибка заключается лишь в том, что правильная дикция важна для обоих. Именно поэтому начинающие дикторы подолгу упражняются, стоя у зеркала, произнося тысячи смешных или очень сложных стишков для тренировки речевого аппарата.

Однако не одним работникам радио и телевидения требуются подобные тренировки. Обычным людям, что не красуются на голубом экране и не звучат из каждого радиоприемника, тоже следует поработать над собой. Ведь умение говорить — великое искусство. Только оно может заставить людей слушать, слышать и следовать за тем или иным человеком.

По этой причине мы тщательно отобрали и представили в статье самые эффективные, интересные, смешные, тяжелые и длинные скороговорки для развития дикции. И предлагаем читателю ознакомиться с ними далее.

Упражнения для начинающих

Забавные и сложные в произношении стишки у большинства людей ассоциируются с детством. Ведь многие из нас в детском саду, школе или же с друзьями ради потехи любили проговаривать их, чтобы просто весело провести время. Вот только тогда мы даже не представляли, какую огромную пользу эти занятия приносят. Нам нравился сам процесс. Когда пытаешься четко выговорить смешной текст — скороговорку для развития дикции, язык запутывается, слова коверкаются, а смысл "полезного" для речевого аппарата стишка искажается. Но вместе с тем мы учились правильно произносить различные звуки, улучшали дикцию и делали свою речь более четкой и понятной для окружающих.

Теперь мы выросли, у многих из нас даже есть дети. И наша задача помочь им в игровой форме совершенствовать свой речевой аппарат. Однако некоторым из нас следует сперва самим поупражняться. На первых порах можно попрактиковаться над произношением простых упражнений, состоящих из одного-двух предложений. А уже после приступить к сложным и длинным стишкам.

Три самые простые скороговорки для развития речи и дикции для начинающих:

  1. Шили шестеро мышей шубы для малышей.
  2. Из реки три рака крались до оврага.
  3. Шел шакал, бежал шакал мимо жирной жужелицы.

Еще одна скороговорка для развития речи и дикции включает в себя лишь два слова и один предлог. Вот только от этого проще произносить ее не становится. И читатель в этом сможет убедиться самостоятельно, попробовав произнести хотя бы раз с выражением: «Пакет под попкорн».

Более сложные упражнения, состоящие из двух предложений

Когда приведенные выше фразы удалось произнести, не запутавшись, можно смело переходить «на следующий уровень». Для него рекомендуется выбирать те, что состоят не из одного, а уже из двух предложений. Но чтобы переход прошел легче, мы рекомендуем сперва попрактиковаться в произношении следующих фраз:

  1. Жутко майскому жуку проживать жизнь на суку.
  2. Братики-барашки рисуют гуашью прекрасные ромашки.
  3. Рыжая сестрица - пушистая лисица, шустро ускользала все дальше в чащу леса.
  4. Крендель, ватрушку, баранку добрый пекарь из крутого теста испек по утру.

Когда и они стали удаваться легко и без запинки, можно начать упражняться на следующих скороговорках для развития дикции. Таких, например, как те, что представлены далее:

  1. Красавица Клара строго карала паршивца Карла за кражу драгоценного коралла. Разгневанный Карл забрал у Клары свой кларнет.
  2. Лезут козы в грозу в извилистую виноградную лозу. И эту самую лозу шустрые козы грызут в грозу.
  3. Циркач в цирке показывал фокусы Ирке. А Ирка жевала ириску и грезили о Кабардинке.
  4. Два шустрых шаловливых щенка, прижавшись щеками друг к дружке, щиплют в уголке щетинистую щетку. Щетка почти без щетин.
  5. Бела береза, стройна береза, высока береза - красна береза. А дуб могуч.
  6. Мы еле как доели ершей и ершистой ели. Теперь у ели мы ершей не едим.
  7. Водовоз воду вез из-под водопровода. Из-под водопровода воду он вез.
  8. Чудесный черепаший черепашонок сидит на кривой тропке. У него на крошечных черепашьих лапчонках чересчур черные черепашьи чеботы.
  9. Шуршит мышонок в шалаше. Шипит кошка на окошке.
  10. Съел храбрый рыцарь тринадцать пирогов. Кроме творога другой начинки не обнаружил.
  11. На широкой опушке в невысокой избушке живут заводные старушки-болтушки. У каждой старушки большое лукошко, в каждом лукошке — крошечка-кошка. И каждая шьет старушкам сапожки.

Тренируем произношение буквы «р»

Маленькие детки нередко с огромным трудом учатся выговаривают «рычащую» букву. Однако случается, что и взрослые проглатывают или коверкают именно ее. По этой причине мы предлагаем скороговорки для развития дикции, которые помогут отточить мастерство проговаривания буквы «р».

Детские стишки для совершенствования речевого аппарата взрослых:

  1. Бобры отважны и храбры, уверенно идут в боры.
  2. Рыжий бык, белый бок, резво бегал на лужок.
  3. Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.
  4. Бранила Бриана Барбоса, а он не высовывал носа.
  5. Рубил лесоруб дерева, да не вырубил — передохнуть решил.
  6. Выдра у выдры упорно норовила вырвать рыбу. Но выдра вырвать рыбу не дала.
  7. Пернатая пичужка перепелка прятала от проворных ребятишек крошечных перепелят.
  8. У Григория Егоровича огромный огород. Там растут на грядке помидоры, которые нередко крадет крот.

"Взрослые" скороговорки для развития дикции:

  1. Рисовал рисунок Рома, Рая красила забор.
  2. Клара-краля кралась к ларю.
  3. Британская королева заморскому кавалеру подарила прекрасную каравеллу.
  4. Ландыши Лаврентий рвал, Варе ландыши давал. Варя ландыши брала, рада ландышам была.
  5. Расчувствовавшаяся Лукерья Дмитриевна расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку Егоровича грустным рассказом.
  6. Из огромного кузова в другой кузов спозаранку шла перегрузка полосатых арбузов.
  7. А вы не видали прекрасные рододендроны из дендрария, которыми Клара украсила арку в саду.

Ну, а следующие скороговорки для развития речи и тренировки дикции мы частенько проговаривали в детстве, соревнуясь с друзьями в скорости и правильности произношения. Однако эффективны они для нас и сейчас. Главное - не лениться и частенько повторять перед зеркалом:

  1. Проворонила ворона крошечного черного вороненка.
  2. Во мраке ночном дерутся раки, шумят, шуршат, победить хотят.
  3. Орел кружит над крутой горой. На орле перо, под орлом гора, та гора в Орле.
  4. Резво рыжая сестрица русого сцепила.

Тренируем произношение буквы «л»

Нередко люди не могут четко произнести букву «л». И тогда им также требуются скороговорки для развития дикции взрослых. Например, начинающим логопеды советуют следующие:

  1. Прелестная лань лизнула крошку-Лилю в лоб.
  2. Ежели вкусная халва, кричим мастеру: "Хвала"!
  3. Ежики и елки на редкость очень колки.
  4. Летели высокими лесами, летели зелеными полями белые лебеди с лебедятами.

После них можно смело приступить к другой более сложной, но вместе с тем и забавной фразе: наловила налимов, переналовила, ловила налима, ловила да так и не выловила.

Ну, а когда и это упражнение доведено до совершенства, следует приступить к освоению наиболее эффективных скороговорок для развития речи и дикции взрослых про девочку Лену:

  1. Елена долго искала булавку. Вот только булавка свалилась под лавку. Под лавку Елене залезть стало лень. В итоге Елена напрасно булавку искала весь день.
  2. Девочка Лена пельмени любила, Вот только лень лепить их было. Зато Емеля лепил отменно. А Лена пельмени без лени ела.

А после перейти к еще более трудным:

  1. Полосатые паласы полоскала в речке Вася. Полоскала, полоскала — речка полосатой стала.
  2. Был в саду переполох — там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, прополи чертополох.
  3. Полкан долго лакал глубокий Байкал. Лакал Полкан, пока не упал.

Тренируем произношение буквы «с»

Если вместо буквы «с» в слове получается непонятный свистящий звук, следует прибегнуть к помощи таких скороговорок-упражнений для развития дикции:

  1. Вез на снежную горку Саня с магазина сани. Поскользнулся Саня и свалился на сани. И съехали Саня с санями с горы.
  2. Полосу про полосатые паласы согласились заменить двумя полуполосами про красочные пылесосы.
  3. Рассказывал сказочник сказку про Снегурочку и Синеглазку.
  4. Щекотало Сене нос, Сеня сухое сено в сени нес.
  5. Скреативлен креатив не по креативному, нужно перекреативить!
  6. Не спит сом, не сопит сом, не смотрит седьмой сон.
  7. Старая утка старалась, спешила. Ей срочно сапожки стали нужны.
  8. Спелись два лиса, полюбили белого риса.
  9. У лисы усы для красы.
  10. У села ли присела сестрица-лиса, у зеленой опушки ли леса.

Тренируем произношение буквы «т»

Чаще всего трудности случаются с произношением звуков «р», «с», «ш», но иногда у детей или взрослых возникает проблема с буквой «т». Которая у них получается больше похожей на «к». Чтобы убрать этот недостаток, стоит уделять как можно больше времени упражнениям, тренирующим речевой аппарат. Для совершенствования произношения буквы «т» мы предлагаем вниманию читателя короткие и длинные скороговорки для развития речи и дикции.

Итак, начнем:

  1. Только Толик томик Блока дочитать едва успел, Тата Толи томик Гоголя внесла.
  2. Ткет ткач чудесные ткани на палантин тете Тане.
  3. Топтыжка в резиновых тапочках протаптывал тропу. Топтыжка в яркой кофточке потопывал в поту.
  4. Потерял Терентий терку, не натер на терки корку.
  5. Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки.
  6. Топали, топали мы топали, дотопали до тополя. Но пока дотополи до тополя, мы ноги все оттопали.
  7. Тореадор Теодор стибрил три тарталетки с треногой табуретки.
  8. Тридцать три полосатых поросенка трясут хвостиками от страха.

Тренируем произношение букв «ж», «ш», «ч», «ц»

В последнее время в нашем языке стали все чаще встречаться иностранные слова, которые мы вынуждены использовать в повседневном общении. Некоторые из них можно заменить русскими, более знакомыми и легкими в произношении. Но иной раз такая замена просто невозможна. И причиной тому может быть как отсутствие русскоязычного синонима, так и недопустимость подобной процедуры. Например, при передаче новостей по радио или телевидению, деловых переговорах или преподаванию различных дисциплин в школе, университете и прочих учебных заведениях человек должен четко произносить заданные слова или термины. А уже после объяснять их значение при помощи синонимов, как, например, происходит у работников сферы образования. Именно поэтому нечеткое или неправильное произношение ведет к тому, что информация собеседниками, слушателями, учениками и т. д. будет понята неверно.

Чтобы избежать подобного инцидента, также следует работать над собой. Если у читателя возникают сложности с проговариванием букв «ж», «ш», «ч», «ц», мы рекомендуем ему следующие простые и сложные скороговорки для развития дикции взрослых:

  1. Сестра Саши штопала штаны, а Саша штаны не штопал.
  2. Чудна чудная черепаха, она два часа, не скучая, чаевничает кружкой чая.
  3. Часами чукча просиживает в чуме. Вот почему у чукчи в чуме чистота.
  4. Уж пожаловал ежам шесть отличнейших пижам. Прежние пижамы исколоты ежами.
  5. Шуршит Кощей, шумит Кощей, он тащит большущий ящик свежих овощей.
  6. Циркач из настоящего цирка циркачке Зиночке подарил чудесную косыночку.
  7. Гусеница цепко цепляется за ветку, от скворцов скрывается — ей скворцы не нравятся.

Когда предыдущие фразы получаются без запинки, язык не заплетается, а слова не коверкаются, можно перейти к еще более сложным скороговоркам для развития речи и дикции:

  1. Ужа ужалила ужица. Ужице с ужом не ужиться. От ужаса уж стал чуть уже — ужа ужица съест на ужин. И скажет: (повторить сначала).
  2. Димочка и Вовочка – сыночки мамочки Валечки и папочки Лешечки и внучечки бабулечек Галечки и Ниночки и дедулечек Колечки и Толечки.
  3. Почему галдят волчата, почему молчат галчата? Потому ли что галчата в гости бегали к волчатам. А волчатам к ним в ответ заходили на обед.
  4. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  5. Выдра из ведра шумно выпрыгнула, воду из ведра громко выплеснула. Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, выплеснуть-то она выплеснула, а обратно впрыгнуть, да вплеснуть уже не смогла.
  6. Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.

Современные скороговорки для развития дикции

Задумывались ли мы когда-либо, как появляются стишки для тренировки речевого аппарата и нужен ли особенный навык, чтобы придумывать их? Ведь на самом деле, нет. Достаточно просто уметь чувствовать стихотворный темп и подбирать к словам различные рифмы. Поэтому каждый человек может самостоятельно придумать для себя упражнение. Собрать в него самые сложные и труднопроизносимые слова, которые не получаются именно у него. А после повторять до той поры, пока проблема не решится.

Например, из современных скороговорок (некоторые из них придумали обыкновенные люди) можно выделит следующие:

  1. Юля упрямо юлила, а Константин непрерывно констатировал различные факты.
  2. Волки, вы ли ночью выли? Возле леса вы ли были? Вы спросили: «Были мы ли»? Были, ноги в речке мыли.
  3. Если ты не банкрот, банкомат подарит тебе банкнот. Если ты банкрот - банкомат не подарит тебе банкнот.
  4. Час от часу не легче, ведь чудная макака чересчур часто макала полуспящую коалу в очень горячее коричневое какао. Случался такой инцидент в далеком Макао.
  5. Четыре черных чертенка через час причапают к дачному участку. Начнут чистить часть участка под черно-красной черешней от чахлой травы.
  6. Дипломированный дантист днем душится дешевым одеколоном, вечером — парфюмированным.
  7. Ожидаемые животные: жираф, жаба и жужелица, скрылись в жимолости и в цирк не пришли.
  8. Картавый мальчик, не выговаривающий буквы «Л», скороговоркой про Карла, Клару и кораллы за пару минут собирает вокруг себя множество ворон.

Тренируем произношение, как настоящие профессионалы

Поупражнявшись на представленных выше фразах, предложениях и стишках, некоторые люди начинают мнить себя настоящим мастером, которому по плечу абсолютно любая, даже очень длинная и сложная скороговорка для развития дикции. Но чтобы удостовериться в своем профессионализме, необходимо хотя бы мы медленно повторить прославившийся на просторах интернета стишок «Про шишкосушильную фабрику». Ознакомиться с ним можно, благодаря представленному далее видео, на котором девушка четко и без запинки проговаривает текст объявления о поиске сотрудника на фабрику, специализирующуюся на обработке шишек.

Самая длинная скороговорка

Лигурия — место, о котором было бы мало кому известно, если не замечательная и очень трудная в произношении скороговорка — лучшая для развития дикции.

Начинается ее повествование с регулировщика, что регулирует движение в небольшом регионе Италии, находящемся на побережье Лигурийского моря. Если научиться произносить это необычное сочинение с выражением, не запутываясь, удастся значительно улучшить произношения множества слов.

Комментарии