Принципы диалектики: структура и содержание
Стремительное развитие наук о природе во второй половине 19 века показало, что существовавшие до этого фундаментальные методологические основы научного знания более не в состоянии описывать общие закономерности развития природы, явления бытия.
Кроме того, накопились проблемы общественного характера, требовавшие научного объяснения и интерпретации. Господствовавшие в научном знании ранее метафизическая философия и принципы диалектики Гегеля не смогли дать ответ на вопрос об исторических закономерностях развития. Особенностью потребности в новом методе было то, что требовалось объяснение мироздания, исходя из позиций материалистического понимания единства мира.
Значительный вклад в развитие диалектической методологии во второй половине позапрошлого века внес К. Маркс, который разрабатывая собственный взгляд на основные принципы диалектики, отметил его отличие от гегелевской философии – марксистская диалектика носила материалистический характер. Этот вид диалектики стал ядром всего материалистического мышления, а принципы диалектики в философии стали толковаться с материалистических позиций.
Диалектика, в самом общем понимании, представляет собой одновременно и метод познания и теорию, а потому включает в себя в качестве компонентов содержания общую теорию развития, а также систему принципов, законов и категорий, при помощи которых раскрывается содержание этой теории.
Основные принципы диалектики состоят в следующем:
Принцип объективности следует из материалистического варианта решения основного вопроса философии и предполагает признание того, что каждый объект природы существует вне человеческого сознания и проявляется в нем самостоятельно. Отражение окружающего мира в сознании человека происходит в процессе деятельности человека, то есть мышление «подчиняется» предмету при его отражении сознанием.
Принципы диалектики включают и такой, как принцип всесторонности, сущность которого состоит в признании всеобщей взаимосвязи явлений в природе и обществе. Хотя все объекты и разделены между собой пространством и временем, тем не менее, между ними существуют опосредованные связи, которые влияют на их свойства, состояния и изменения. Самые сложные из таких связей присутствуют в жизни общества. Но этот принцип не следует трактовать утилитарно, потому что человеческие знания всегда носят относительный характер и нельзя их превращать в абсолют. В противном случае диалектика вырождается в догматику, которая изучает и анализирует все явления мироздания вне их связи с реальностью и вне понимания их способности к развитию.
Диалектический принцип развития предполагает рассмотрение самой диалектики как науки. Именно поэтому многие философы, рассматривая принципы диалектики, называют принцип развития основным. Данный принцип, по сути, интегрирует все другие принципы и характеризует их влияние как целостное.
Особенностями этого процесса выступают такие свойства материальных объектов и явлений, как направленность, развертывание во времени, порождение нового состояния, закономерность, необратимость. То есть, признается взаимосвязь развития с конкретными условиями движения материальных и нематериальных субстанций. А это, в свою очередь, и порождает разнообразие мира, заключающееся в том, что движение не всегда линейно, а может проявляться как зигзагообразное, ускоренное или замедленное и т.д. Наиболее ярким и простым примером такой неоднозначности может служить наличие двух основных направлений в развитии – прогресса и регресса, каждый из которых, отражает вполне определенный вариант движения в материальном мире.