Как составлять бизнес план
Открытие своего дела всегда требует подготовки и без планирования здесь не обойтись. А главным инструментом планирования является бизнес-план. Конечно, идеальный вариант - обратиться к профессионалам. Они точно знают, как составлять бизнес-план. Но финансы не всегда позволяют это сделать. Поэтому те, кто решился открывать собственное дело без помощи специалистов, часто задаются вопросом: «Как правильно составить бизнес-план?» Ведь если составить его плохо, это затруднит возможность нормальной работы предприятия и может стать препятствием как для привлечения инвесторов, так и для получения кредита.
В пределах одной статьи очень сложно досконально раскрыть вопрос о том как составлять бизнес-план. Так что сосредоточимся на самом главном – его структуре и содержании.
Титульный лист. Здесь прописывается основное: название компании, адрес её регистрации, номера телефонов, общая структура.
Анализ отрасли. Для большей наглядности, рассмотрим этот пункт в ракурсе вопроса: «Как составить бизнес план кафе?» Для начала, важно проанализировать характеристики спроса и предложения, понять характерные для рынка тенденции и спрогнозировать вероятные пути его развития. Также необходимо выявить конкурентов, которыми могут быть как караоке-бары и небольшие кофейни, так и известные франчайзинговые сети. Чтобы составить список потенциальных конкурентов, следует обратить внимание не только на похожесть ассортиментов, но и на географическое расположение заведений, а также на их ценовую политику.
Подбор персонала. Прежде чем заняться поиском персонала, нужно чётко обозначить структуру управления фирмой и прописать должностные обязанности каждого из будущих сотрудников.
Финансы. Расходы, доходы, штрафы, издержки, себестоимость продукции и другие показатели прописываются в этом разделе. Нужно просто и доходчиво перечислить все денежные операции. К этому стоит подойти серьёзно и расписать каждую копейку. Не забудьте раскрыть механизмы возврата вложенных средств и рассказать о периоде окупаемости.
Производство. Говоря о том, как составлять бизнес-план, нельзя не упомянуть о процедурах, необходимых фирме для предоставления услуг или производства продукции. Этот раздел должен во всех подробностях расписывать производственный процесс и содержать информацию о поставщиках, оборудовании, о размерах и типах используемых помещений.
Маркетинг. Это всё, что связано с продвижением товара (услуги), его рекламой и ожидаемыми от неё результатами.
Введение. Многие удивятся, почему этот пункт стоит в самом конце. На самом деле, он должен стоять вторым, сразу после титульного листа, но заполнить его необходимо только после того, как бизнес-план полностью составлен. Опишите вкратце весь свой бизнес. Будет целесообразно написать о том, чем будет заниматься компания, раскрыть идею, рассказать о механизмах сбыта и ожидаемой прибыли, а также об окупаемости и возврате инвестиций.
Надеюсь, моя статья ответила на вопрос: «Как составлять бизнес план?»
Удачи в бизнесе!