Грамматика русского языка – явление довольно сложное. Многие правила в нём базируются на логических понятиях или исторических традициях. Именно так можно охарактеризовать орфограммы, связанные с употреблением мягкого знака.
Для смягчения согласных
Одно из первых правил, с которым ученики знакомятся ещё в начальной школе, связано с буквой "мягкий знак". В словах она выполняет различные функции. Первая и главная – указывать на смягчённые согласные звуки. В этом случае мягкий знак пишется, во-первых, в самом конце слова: лень, плетень и т.д. Исключение из данного правила составляют слова, которые оканчиваются на буквы ч, щ, эти согласные сами по себе в русском языке являются мягкими. Например: мяч, ключ, плащ, печник и т.д.
Орфограмму довольно легко запомнить и применять на практике. В основном у детей она затруднений и нареканий не вызывает. Во-вторых, буква мягкий знак пишется в середине многих слов, выполняя разделительную функцию. Она необходима для отделения
мягкого согласного звука от твёрдого, стоящего рядом. Находясь между ними, знак является своего рода границей, например:
Ванька, письмо, восьмой. Без него мягкий звук ассимилировал бы с соседним твёрдым, и слова звучали с явным "кавказским" акцентом. Глуповато, не правда ли? А мягкий
знак этой ассимиляции не допускает, и слова имеют привычный нам, "правильный" облик, соответствующий нормам русского литературного языка. Но это не всё! В-третьих, "Ь" пишется в середине слова между двумя согласными для смягчения первого из них:
школьница, вальщик, вольница. Если бы его не было, слова потеряли бы свою благозвучность. И наконец, четвёртый случай, когда мягкий знак пишется в словах, где стыкуются два таких же (мягких) согласных. При изменении слова первый сохраняет свою мягкость, а второй отвердевает:
возьмём-возьму. Ещё важными являются такие орфограммы, как "Ь" перед йотированными согласными и перед буквой "О" в словах иноязычного происхождения:
семья, вьюнок, шампиньоны, медальончик. Кроме того, не следует забывать о словах, в которых он обязателен после шипящих:
ишь, вишь, лишь и др.
Глаголы и "Ь"
Важно научить школьников правильно писать мягкий знак в глаголах. Это касается неопределённой формы, а также форм второго лица и повелительного наклонения. Разберём более подробно. Итак, на конце инфинитива пишется "Ь":
писать, читать, слушать. Эта орфограмма проверяется и вопросом: что делать?/что сделать? и т.д. Ещё пишется
мягкий знак после шипящих в глаголах:
пишешь, сморишь, играешь, сыграешь, спляшешь и т.д. Чем они характерны? Формой 2-го лица в настоящем и будущем времени. Следовательно, чтобы ученики не ошибались, с ними нужно отработать алгоритм определения глагольных форм, умение разбираться в категориях лица и времени. Характеристика этой части речи с точки зрения наклонений также связана с правописанием. "Ь" пишется в
повелительном наклонении и является одним из орфографических показателей такового у многих глаголов единственного числа и множественного:
съешь, отрежьте.Как закрепить изученное Для твёрдого усвоения материала и успешного его употребления в письменной языковой практике учителю необходимо регулярно проводить словарные диктанты и взаимодиктанты, работу с карточками и перфокартами, самостоятельные работы и другие виды контроля. Обязательно своевременно и тщательно проверять тетради, вести учёт ошибок и вовремя их прорабатывть.