Толерантность - что это? Благо или вред?
Глобализационные процессы последних ста лет привели к массовым миграциям и возникновению разнородных обществ, где бок о бок сосуществуют представители разных, порой совершенно непонятных друг другу культур. Все эти процессы в наше время все чаще приводят к обсуждению понятия «толерантность». Что это – благо или вред? К этому понятию, как правило, апеллируют политические силы расистского и
Толерантность. Что это в биологии?
Изначально данный термин применялся биологами для обозначения определенных свойств живых организмов. Латинское слово tolerate буквально означает процессы терпения или привыкания. В отношении, например, иммунологии, это подразумевало состояние организма, в котором он по каким-то причинам не может воспроизводить антитела к определенным антигенам. Обычно такая неспособность является негативной и буквально означает неспособность организма к сопротивлению перед чужеродными элементами. Вместе с тем, толерантность бывает и необходима. Например, при развитии плода он не вызывает отторжения в организме матери. Экологи называют толерантностью способность организма приспосабливаться и выживать в очень широком спектре условий. Тоже весьма полезное свойство.
Вышеуказанные проблемы в построении мультикультурных обществ породили понимание социальной толерантности как исключительно терпимости к инородцам. Однако различают и другие ее виды: например, гендерная, политическая, образовательная, межклассовая, толерантность по отношению к инвалидам, сексуальным меньшинствам и некоторым другим категориям общества. Вместе с тем, формирование толерантности в этих областях происходит достаточно успешно во многих западных странах. Чего, однако, нельзя сказать о России, государствах СНГ и тем более восточном мире.
Расовая и национальная толерантность. Что это – благо или вред?
Это самый обсуждаемый вид толерантности в современном обществе. О провале политики мультикультурализма уже открыто говорит бывший президент Франции Николя Саркози, в северной Бельгии (Фламандии) все больше набирают обороты откровенно националистические политические силы, а о положении в российской действительности отлично осведомлен и сам читатель.
Первое, что хотелось бы отметить, что большинство ультраправых сил сильно и сознательно искажают понятие
Важным аргументом против доводов расистов являются исследования современных ученых авторитетов в области изучения феноменов нации и национализма: Энтони Смита, Эрика Хобсбаума, Бенедикта Андерсона, Эрнеста Геллнера и других. Несмотря на некоторые расхождения, все они сходятся в том, что нация является социальным конструктом, и главной причиной современных межнациональных проблем являются вовсе не расовые различия, а мировоззренческие и социальные противоречия.
Национальные меньшинства мусульман во Франции, Германии, России состоят на этапе общественного развития, когда крайне важна идентификация, что и толкает их на повсеместную ее демонстрацию и яростную защиту. В то время как у западных европейцев уже было двести лет, чтобы наиграться с понятием нации и перейти к другому этапу развития (которое характеризуется передачей власти от национальных правительств к транснациональным корпорациям. Мы называем такой социум обществом потребления). К тому же большинство мигрантов сталкиваются с серьезными социальными проблемами, что и вызывает ожесточение. Таким образом, решение проблемы лежит не в закрытии обществ на замок (глобализация все равно неизбежна), а во втягивании отстающих в процессы качественного образования, экономического и общественного развития.