Принципы универсального эволюционизма: возникновение концепции и сферы применения

Наиболее распространенным взглядом на истоки происхождения учения об эволюции принято считать теорию Чарльза Дарвина, которую он разработал применительно к живой природе, но при этом недостаточно четко обмолвился о ее применимости к человеку и человеческому обществу. Дело в том, что еще до того, как  принципы универсального эволюционизма появились в учении о видах Дарвина, Герберт Спенсер в статье «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), предложил свою теорию всеобщей эволюции, где принципы универсального эволюционизма формулировались как раз применительно к обществу.

Спенсер поддержал идею Дарвина о естественном отборе как один из факторов эволюции, а применительно к человеку, трансформировал данный термин в понятие «выживание наиболее приспособленных»). По Спенсеру, все сущее в мире имеет общее происхождение, но потом, в процессе развития, происходит дифференциация вещей. Причиной таких изменений могут выступать, по его мнению, наследственность, различная степень адаптации к окружающей действительности, степень активности внешних факторов. После всех таких преобразований в мире и устанавливается упорядоченная сущность, которую мы воспринимаем как картину мира. Такая картина неустойчива по своей природе, ее существование представляет собой путь к новому циклу «упорядочивания» и таким образом весь процесс приобретает характер циклической бесконечности.

Эти выводы и положили начало становлению концепции эволюционизма, которая в наше время приобрела достаточно много разновидностей и интерпретаций (синергетика, теория хаоса – порядка, учение В.И. Вернадского о ноосфере, концепция неравновесной термодинамики И. Пригожина).

Принципы глобального эволюционизма, истоки которых мы находим в учении Г. Спенсера, обобщенно формулируются в самом простом виде так: все сущее во Вселенной не может существовать вне эволюционного процесса изменчивости, какие бы сферы этого сущего не рассматривали.

Заслуга Г. Спенсера состоит в том, что он вывел применение принципов эволюционизма за пределы элементарной биологии и доказал их применимость в других областях мироздания, в частности, обосновал как принципы эволюционизма проявляют себя в социологии (теория органицизма).

Принципы универсального эволюционизма за пределами биологии и социологии первыми восприняли представители физической науки (гипотеза происхождения Вселенной в результате «большого взрыва», теория расширяющейся Вселенной и др.). Дальнейшее проникновение принципов в науку привело к возникновению самостоятельного научного направления – синергетики, в рамках которой, принципы универсального эволюционизма приобрели статус научной методологии.

Общими положениями (принципами) для универсального эволюционизма являются:

  • признание того, что все конструктивные и деструктивные процессы во Вселенной равнозначны и равноправны;
  • признание универсальности алгоритмов усложнения и упорядочивания во всех системах, независимо от их частных характеристик и особенностей возникновения и развития.

Применительно к обществу это означает, что интеллект и общество также развиваются согласно этих законов. А потому актуализируется иной вопрос, решаемый в рамках данной концепции: каким образом осуществляется переход от неуправляемого (хаотизированного) состояния общества к управляемому? Ответ находится опять же в рамках концепции глобального эволюционизма - это разработка стратегий устойчивого развития (социальная энтропия). Принцип и условие такого перехода состоит в том, чтобы человечество управляло процессом перехода не только исходя из своих «рефлексивных» интересов, а из интересов глобального равновесия (сохранение окружающей среды, мира, условий выживаемости и т.д.). Это условие, вполне логично ставит вопрос о состоянии разума и интеллекта, насколько они готовы не только принять данное условие, но и осуществить этот переход.

Таким образом, концепция эволюционизма решает актуальнейшую задачу современности и пытается найти некий универсальный инструмент - принцип глобального эволюционизма, с помощью которого происходит трансформация нынешней, неравновесной общественной системы, к более высокой, упорядоченной форме самоорганизации.

Комментарии