ЗПР у детей: симптомы и причины нарушения
Под задержкой психического развития понимается синдром отставания психического развития в целом либо только отдельных его функций, а также замедление реализации потенциала. Последнее выражается в недостаточном запасе знаний, ограниченности основных представлений и общей незрелости мышления. Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться таким детям, связаны с социальной адаптацией. Вместе с тем ЗПР является сложным расстройством, при котором, в зависимости от его степени, страдают психические, физические и психологические компоненты деятельности. При этом можно говорить и о том, что относится к пограничной форме нарушений ЗПР у детей. Симптомы могут быть выраженными из-за неравномерности психических функций, которая может быть связана как с повреждениями, так и с недоразвитием.
Симптомы проявления данного нарушения тесно связаны с причинами, которые привели к возникновению болезни. К биологическим относятся патология беременности, асфиксия или другие травмы, полученные во время родов, недоношенность, инфекции, а также генетическая предрасположенность. К социальным причинам – неблагоприятные условия воспитания, ограничение жизнедеятельности, психотравмирующие ситуации.
Проявления ЗПР у детей
Симптомы нарушения очень разнообразны. Так, у таких детей достаточно часто обнаруживается задержка физического развития: мышечная недостаточность, задержка роста, недоразвитие мускулатуры. Кроме этого, может запаздывать формирование как ходьбы,
Эмоционально-волевая сфера
Особенности развития затрагивают и эмоционально-волевую сферу. Так, у детей с ЗПР проявляется органический инфантилизм: яркость и живость эмоций не столь выражены, чем у здоровых детей, слабо развита волевая составляющая. Такому ребенку гораздо сложнее сделать волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Это приводит к тому, что начинает страдать познавательная сфера.
Сфера познания
Здесь тоже наблюдаются нарушения. К ним относятся неустойчивость внимания, пониженная переключаемость, медлительность. Если обнаруживается ЗПР у детей, симптомы отклонения свидетельствуют о том, что им нужен более долгий период для обработки и приема как зрительных, так и любых других впечатлений. Игра обычно отличается скудностью творческого процесса и бедностью воображения, некоторой монотонностью. Из-за повышенной истощаемости у таких детей низкий уровень работоспособности. Вместе с тем нарушение внимания может совмещаться с увеличением речевой и двигательной активности. Данный комплекс отклонений характерен для проявлений ЗПР у детей. Симптомы его, не осложненные другими проявлениями, обозначаются как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Речь
Речь детей с ЗПР и особенности ее формирования зависят, прежде всего, от степени тяжести нарушения. Так, например, может обнаружиться лишь небольшая задержка, свидетельствующая о несоответствии уровню нормы. При более тяжелых формах может наблюдаться нарушение лексико-грамматической стороны речи. Ребенок с ЗПР имеет гораздо меньший запас сведений об окружающем мире. У таких детей не в полной мере сформированы как пространственные, так и временные представления.