Честолюбие - это рациональность

Честолюбие – это моральное качество человека, подчеркивающее его стремление стать лидером и достичь поставленных перед собой целей. Неважно, какие задачи стоят в первую очередь – окончить с отличием учебу, сделать открытие, занять определенную государственную должность или положение в обществе. Главное заключается в том, что путь к совершенству может осуществляться различными методами. Либо за счет учебы, труда, либо – пренебрежения интересами других, интриг, лжи и предательства. Поэтому «честолюбие» - это всего лишь модальность, не имеющая четко выраженной этической окраски. Оно может быть как позитивным, демонстрирующим целеустремленность, так и негативным, характеризующим властолюбие конкретного человека.

Таким образом, не существует понятия «чистое честолюбие», значение ему придают конкретные действия и поступки. Обусловлены они социальной средой и, если угодно, моральным давлением с ее стороны. Иными словами, честолюбие – это социально активная категория, формирующая индивидуальное сознание. Казалось бы, пример совершенно «из другой оперы»: все смотрели сериал «Звездные войны» и помнят историю юного Скайуокера. У мальчика, а затем у юноши были чистые намерения и искренняя вера в свою правоту, а главное – желание стать лучшим. Так если бы не потеря матери, гибель жены, то кто знает, как все могло обернуться?

Все очень просто: только человеку доступно такое действие, как создание значений. Слова сами по себе могут и не нести никакого смысла, однако выбор контекста означает и выбор соответствующего знака – мы исходим из собственных интересов и подчас абсолютно эгоистично расставляем «плюсы» и «минусы». И не задумываемся, что от того, каким образом мы их расставим, зависит то, как в дальнейшем проживем свою жизнь.

Впрочем, если мы признаем за честолюбием социально активное чувство, то тогда нужно говорить о персональной мобильности и способности свернуть горы на своем пути. И здесь, опять-таки, возникает проблема: какой знак поставить? Можно, конечно, пойти по пути героини фильма «Москва слезам не верит» или (со мной могут многие не согласиться) Бориса Ельцина второй половины 80-х. Екатерина сумела мобилизовать собственное терпение, «спрятать в глубокий ящик» обиду и унижение, капитализировать собственные знания и опыт. И как награда – должность директора фабрики.

В свою очередь, Борис Ельцин отказался от привилегии быть неотъемлемой частью «руководящей» и направляющей систем, сумел победить страх перед народом (пусть даже и условно), декапитализировать партийный капитал и заменить его народной легитимностью. Практически любовью. Вспомним уровень его популярности в последние годы перестройки (1989-1991)!

Но оба эти примера схожи между собой. Герои пожертвовали своим прежним статусом, своими свободой и амбициями. И в обоих случаях сыграло честолюбие. Значение слова здесь – жертва. Нужно уметь пожертвовать одним, чтобы получить другое. И тем самым выиграть по сравнению со своими противниками.

А теперь возвратимся к Скайуокеру. Он принял жертву и сам стал жертвой собственных амбиций, превратившись в Дарта Вейдера. Честолюбие – это ведь не просто расстановка приоритетов, целей и задач своей жизни. Прежде всего это умение рационально мыслить. В этом вся суть.

Комментарии