Целибат – что это: обязанность или необходимость?

Иногда, когда заводится разговор о католической церкви, возникает вопрос: "Целибат – что это такое?" Речь идет об обязательном для священников обете безбрачия. Вступление в сан, согласно западной церковной традиции, невозможно, если святой отец не отрекся от всего мирского. Дело даже не в том, женат или нет, хотя это приветствуется в первую очередь. Вопрос в том, что он должен посвятить себя полностью, включая собственные деяния, Богу, служению во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Правда, современный мир несколько по-иному смотрит на вековые обычаи. Связано это прежде всего с тем, что природа католицизма, да и сама Римская церковь несколько изменились за это время. И изменились не в лучшую сторону. Процесс либерализации взглядов коснулся и самых консервативных кругов католических священнослужителей. Они уже не в состоянии контролировать тотальную секуляризацию местных общин, а постоянные скандалы вокруг «безбожного поведения святых отцов» только подливают масло в огонь. Становится понятно, в прошлое уходит и сам целибат, что это только дань традиции, и, в принципе, нужно еще немножко времени, чтобы несменяемое правило безбрачия сменилось на боле мягкую формулу, скажем, право на брак.

Однако если говорить более серьезно, то рассуждая: «Целибат – что это: обязанность или необходимость?» - можно прийти к неоднозначным выводам. Во-первых, аскеза не означает полный отказ от всего сущего. Тем более в отношении католического богослужения. Ведь традиционно католическая церковь всегда оставалась центром социальной, публичной, да и экономической жизни региональных общин. И в этом отношении священнослужитель точно не отрекался от всего мирского. Во-вторых, священник, будучи вообще-то фигурой политической, не заботился исключительно о духовном росте вверенных прихожан. В-третьих, первоначально христианство не рассматривало безбрачие в качестве обязательной аскезы. Более того, отказ от семьи и продолжения рода воспринимался воинственно негативно. Более того, согласно логике Павла, семья является лучшим орудием борьбы с грехом.

Однако после долгой борьбы внутрикатолических партий на Тридентском соборе семья священника как факт истории была предана анафеме. С этого момента считалось, что принять целибат – значит, принять служение Богу. И ничто не должно, по новой церковной философии, мешать сему святому делу. Тем самым было продемонстрировано формальное отречение от мира и всех мирских дел. Неформально – церковь оставалась ключевым политическим и силовым инструментом зарождающегося монархизма и оправдания абсолютистской власти монархов. Тем самым католическая церковь вольно или невольно заняла двойственную, взаимоисключающую позицию, которая в общих чертах сохранилась и в наше время.

Ничего удивительного, что с современных позиций, ответом на вопрос «целибат – что это» служит достаточно неофициальное, но уже устоявшееся определение: особый вид физического аскетизма, который, по идее, должен привести к совершенству духовному; обязательный элемент саноположения, кадровой политики, характерный только для Католической Церкви как организационной структуры.

Целибат в православии не распространен. Это достаточно редкое явление, и об этом мало кто знает. Вообще, Православная Церковь не очень одобряет безбрачие как явление. Более того, РПЦ даже в некоторой степени стимулирует процесс создания семей среди священнослужителей, утверждая, что на момент рукоположения батюшка должен быть женат. Однако сам целибат как принцип не отрицается. Православный священник может принять обет безбрачия, но только в том случае, если он соглашается на церковную должность, будучи неженатым.

Комментарии