Тюркский каганат, религия: мозаика истории
Ответить однозначно на вопрос о религии Тюркского каганата практически невозможно, настолько многоликим и мозаичным по культуре, в том числе и по религиозным верованиям, было это государственное образование. В I тысячелетии н.э. на территории современной Центральной Азии происходили сложнейшие этнокультурные процессы, на этой земле возникали и исчезали различные государства, в том числе и Тюркский каганат. Религия начального периода этого государства носила поликонфессиональный характер, включая в себя многочисленные верования самых разных народов, которые оказались в составе этой страны. Да и само государство прошло сложный путь, достаточно сказать, что официально историки выделяют два периода в существовании тюркской государственности: Первый каганат, который существовал с 551 по 659 годы, и Второй – 679 - 744 гг.
В период, когда складывался Тюркский каганат, религия практически для всех народов данного региона была одна – тенгризм. Верховным божеством был Тенгри. По мнению ученых, происхождения самого этого слова связано со скифским божеством, которое воплощалось в образе мифологического героя Таргитая и символизировало верховного бога Вселенной. Неверно считать, что древние тюрки в доисламский период были анимистами, и что их верховным божеством была волчица. Она просто считалась прародительницей некоторых тюркских племен, но не всех, некоторые в таком же качестве почитали барса, быка и т.д.
Исторические хроники дают возможность достаточно точно представить и описать ареал проживания народов, которые в середине 6 века составили основу тюркского государства. Эта держава начиналась на территории современного Восточного Туркменистана, постепенно расширяясь, она росла не только территориально, но и становилась все более поликультурным образованием. После того, как в 551 году были покорены аварцы (а их последний правитель был убит), вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Государство, созданное собственно тюрками, называлось Тюрк эль. Таким образом, следует при рассмотрении любого вопроса истории этих народов различать эти понятия: союз племен (тюркское государство) и Тюрк (государство тюрков).
Тюркское государство - Тюркский каганат, религия, культура – пережили в своей истории несколько этапных моментов, одним их которых, безусловно, является принятие ислама, которое сделало религиозный состав населения более однородным. До этого на территории страны тюрков были распространены самые разнообразные верования. Вот некоторые из них. Буддизм начал распространяться среди тюркского населения начиная с китайского Туркестана. Его приняли уйгуры, также известно, что даже на высшем уровне буддизм почитался. Так есть повествования о том, как китайский император Вонг Кунг (570-576) отправлял одному из ханов династии Бумин - Тапу-хану (573-583) подарки, и числе прочих там был перевод на тюркский язык священной книги «Нирвана Сутра». Среди тюркских народов довольно широко был распространен также маздеизм – разновидность зороастризма, которые признавал существование двух божеств, символизировавших добро и зло. Наиболее широко эта религия развилась в Иране и бухарском регионе. Среди тюрков были и приверженцы различных толков христианства, в частности – манихейства, которое как верование оформилась в результате симбиоза учения Заратустры с христианством и первоначально распространялась неким иранским проповедником по имени Манихей (в некоторых исламских источниках его именуют Манесом). Благодаря манихейству, у тюрков, например, появился свой уникальный алфавит. Среди тюрков были и сторонники несторианства - патриарха Византии, который отличался в своих религиозных взглядах от классических догматов, а потому был вынужден отказаться от сана. К тюркам проникла и теософия Конфуция, так как приобретение образования в Китае было очень распространенным явлением среди тюркской знати.
Когда начал распадаться Тюркский каганат, религия также претерпела серьезные изменения, и прежде всего на уровне отдельных народов, которые смогли создать свою национальную государственность.
Например, возникший в 567 г. под правлением хана Баяна Аварский каганат, религия которого ранее была ислам, в 8 веке был покорен войсками Карла Великого, а затем венграми, что привело к тому, что его население приняло классический католицизм. Другой пример: религия Хазарского каганата, когда он входил в состав Тюркского, была языческой. После распада Тюркского каганата, хазары – племена тюркско-монгольской группы, принимают иудаизм. Произошло это примерно в 679 году, причем первыми и особенно активно принимали новую веру представители правящей элиты, которая некоторое время вынуждена была даже скрывать этот факт от народа.
Таким образом, история религии тюркских народов представляет собой сплошное переплетение коллизий культурно-этнического и политического характера, которые и предопределили мозаичность религиозных процессов на территории их проживания.