Клиренс автомобилей, их проходимость и устойчивость
Технические характеристики автомобилей состоят из многих параметров, которые так или иначе влияют на выбор марки и модели будущим владельцем. Для одного важна мощность двигателя и величина его рабочего объема, для другого приоритетны вопросы безопасности и комфорта, для третьего первостепенна экономичность. Возможность развивать высокую скорость учитывают чаще те, кто часто путешествует по трассам из города в город.
Одним из важнейших параметров для наших сограждан служит клиренс автомобилей или, как его еще называют, дорожный просвет (на рисунке обозначен буквой b). Определяется он просто: замеряется высота между плоскостью дорожного полотна и нижней выступающей деталью днища (обычно это поддон картера). Иногда следует учитывать и другие точки, например, низко расположенные бамперы и выхлопные трубы.
Как известно, все хорошо в меру. Считать, что чем больше дорожный просвет, тем лучше, нельзя. Причина простая: чем выше клиренс автомобилей, тем выше находится их центр тяжести, а, следовательно, увеличивается риск переворачивания. Особенно сильно это проявляется на высоких скоростях, когда на машину, помимо гравитации и сопротивления воздуха, начинает действовать подъемная сила. Плоский снизу и выпуклый сверху, автомобиль ведет себя подобно крылу, воздух над ним разрежается, и его начинает приподнимать над дорогой. Сцепление колес с грунтом при этом ухудшается.
Именно поэтому спортивные модели автомобилей так низко «летят» над землей, и ездить на них по нашим, к сожалению, не всегда идеальным дорогам весьма неудобно. Преодолевая неровности, ямы и ухабы, запросто можно потерять кое-какие нужные детали и даже повредить кузов.
Каков же должен быть клиренс автомобилей для того, чтобы риск контакта днища с землей, а, следовательно, и поломки был сведен к минимуму, и при этом не поступиться устойчивостью? В решении этого вопроса лучше всего ориентироваться на отечественные марки машин, при проектировании которых учитывались особенности нашей топографии. На "жигули", "Волги" и канувшие в лету "москвичи", "ижи" и "запорожцы". У них дорожный просвет находится в пределах 12-17 см, что позволяет вполне успешно ездить и по дорогам (с разрешенной ПДД скоростью), и добираться до родимых шести соток по разухабистым грунтовкам. Следует учитывать и тот факт, что груженый автомобиль «приседает» на амортизаторах, что отнюдь не добавляет проходимости на сложных участках.
Есть еще и джипы, у которых дорожный просвет по определению должен быть выше. Правда, не все они соответствуют гордому имени "внедорожник", есть и так называемые «паркетники», по аналогии с генералами, ни разу в жизни не нюхавшими пороха. Их грозный вид и внушительные размеры не гарантируют способности преодолевать препятствия, возникающие в пути. Клиренс автомобилей этого типа примерно такой же, как и у легковушек, и пускаться в авантюрные поездки по неведомым дорогам на этих машинах не стоит. Другое дело настоящий джип, дорожный просвет которого превышает 20 см.
В наши дни улицы практически каждого города переполнены внедорожниками чудовищных размеров, приобретенными чаще всего из соображений престижности. Гораздо мудрее при покупке автомобиля учитывать характер предстоящих поездок.