Факторный анализ себестоимости продукции и конкурентоспособность предприятия
Эффективный и содержательный факторный анализ себестоимости продукции позволяет исследовать все факторы, которые влияют на формирование себестоимости. Он включает в себя исследование как постоянных факторов, так и переменных, а также соотношение между ними. Современные тенденции развития рыночных отношений убедительно демонстрируют рост влияния такого показателя как конкурентоспособность товаров, которые предприятие представляет на соответствующем рынке.
Исследования показывают, что если конкурентоспособность товаров имеет тенденцию к снижению, то среди основных причин этого процесса на микроуровне можно назвать такие:
- недостаточная степень рыночной адаптации компании;
- снижение внутренней конкуренции;
- пассивная стратегия предприятия, ограничивающая его инновационно-инвестиционную активность (сдерживающая внедрение мероприятий по повышению качества товаров);
- моральный и физический износ оборудования;
- недостаточный профессионализм в менеджменте компании;
- низкий уровень мотивации персонала к эффективному труду;
- высокий уровень ресурсоёмкости производимой продукции в издержках производства;
- затратная стратегия ценообразования.
Современный факторный анализ себестоимости продукции и уровня ее конкурентоспособности позволяет сформулировать следующие направления его повышения:
- рациональное использование ресурсов, обеспечивающих рыночные преимущества;
- формирование конкурентной атмосферы;
- разработка и внедрение предприятиями конкурентных стратегий;
- маркетинговая деятельность по формированию спроса на товар;
- обеспечение предприятия ресурсами и информацией;
- развитие интеллектуального потенциала в составе нематериальных активов предприятия, реализация которых обеспечивает производство наукоёмких товаров;
- внедрение научных открытий, изобретений, использование технологических прорывов, стимулирующих повышенный спрос на новые товары;
- создание таких условий для формирования экономической свободы и рыночного ценообразования, которые позволяют предприятию при ограниченных ресурсах эффективно решать три важные проблемы экономики: что, как и для кого производить;
- планирование себестоимости производства продукции;
- совершенствование систем и стратегий государственного регулирования.
Факторный анализ себестоимости продукции показывает, что управление конкурентоспособностью товаров на предприятиях основывается на планировании, стимулировании и оценке ее уровня, включая оценку общей эффективности (его экономического и финансового положения, технического и технологического состояния, уровней организации производства и управления). Все это при государственной поддержке позволяет сформировать систему обеспечения конкурентоспособности товара, которая включает:
- комплекс мер по повышению социального и технико-технологического уровня предприятия (укрепление инновационной базы и улучшение организации инновационной деятельности, ускоренная реализация инвестиционной политики, осуществляемой в соответствии с приоритетами развития предприятия; кардинальная перестройка системы подготовки кадров, улучшение производственных условий; переход на современные методы анализа себестоимости продукции, уточнение функций и совершенствование управления качеством товаров и труда; сертификация и стандартизация продукции);
- разработку экономических, технических, организационных и социальных мероприятий (которые факторный анализ себестоимости продукции включает в качестве базовых) по снижению ресурсоемкости и издержек;
- совершенствование сервисного обслуживания, организации рекламы и изучения рынка сбыта товаров;
- введение новой системы управления конкурентоспособностью, предполагающей организацию эффективной деятельности всех работников в решении проблем качества продукции; создание творческих групп и «центров ответственности»; планирование себестоимости производства; мероприятия по обеспечению динамичного развития предприятия.
В рыночных условиях, анализ себестоимости с учетом параметров конкурентоспособности позволяет точно установить тенденции динамики этого показателя, дать объективную и всестороннюю оценку работы предприятия.