Как отвечать обидчикам, чтобы больше не обижали: мудрость архиепископа Луки
Архиепископа Луку, годы жизни которого 1877-1961, в миру звали Валентином Феликсовичем, а его фамилия - Войно-Ясенецкий. Он был одновременно и религиозным деятелем, и хирургом, известным ученым и духовным писателем. А также доктором богословия и медицинских наук, профессором, получил Сталинскую премию первой степени за научную работу.
Был репрессирован, проведя в ссылке 11 лет, но затем его реабилитировали. Это был человек необычайной силы духа, которая вызывает восхищение. В своих мудрых высказываниях он призывал к насыщенной духовной жизни.
Лука призывал ко внутренней сосредоточенности на главном, а не к пустой болтовне и рассеянности
Архиепископ Лука учил, что нужно избегать пустого существования, празднословия. Он советовал глубже погружаться в свой внутренний мир, чтобы постичь общечеловеческие истины. Об этом говорит его следующая цитата.
Люди мудрые, живущие жизнью духовной, никогда не празднословят, они всегда молчаливы, сосредоточены.
Нужно отметить, что сегодня таких людей встречается мало. Как правило, наблюдается большое желание поболтать, оставить в Интернете свое мнение по делу и без дела, иногда даже пытаться навязать его. А также некоторые любят давать советы, которых у них не спрашивают, и учить жизни других в то время, когда не могут как следует разобраться в своей собственной. И им не мешает прислушаться к совету архиепископа.
Взгляды архиепископа призывали к спокойствию, но были далеки от проповеди пассивного поведения
Войно-Ясенецкий призывал реагировать на обиды максимально спокойно. Он считал, что лучшей защитой является не агрессивный отпор, а напротив, кротость и терпение:
Молчаливое, спокойное перенесение обид лучше всего защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Терпящих обиды защищает Бог.
Представляется, что с этой мыслью можно согласиться, имея в виду определенные обстоятельства, когда обидчик не затрагивает ваших коренных интересов, не угрожает вашему здоровью и благополучию. Тем более что сам архиепископ Лука приводил подобные примеры:
Человеку не следует мстить за личные обиды, но он не должен стоять в стороне, когда творят зло и попирают ногами то, что свято для других. Перед духовным взором христианина всегда стоит образ Христа, сплетшего бич и изгнавшего торговцев, оскверняющих храм.
Таким образом, мораль, проповедуемую священником, трудно назвать пассивной.