Умер Евгений Евтушенко
1 апреля стало известно о смерти Евгения Евтушенко, одного из последних представителей эпохи шестидесятников и, возможно, самого читаемого поэта из прославленной когорты, явившейся на волне оттепели пятидесятых. За свою творческую жизнь он сочинил двадцать поэм и сотни стихотворений, многие из которых стали песнями. Известен Евтушенко не только в России и постсоветских странах, но и далеко за пределами границ бывшего СССР. Горестная новость поступила из города Талса (Оклахома, США), где поэт проживал практически постоянно более четверти века.
Шестидесятники
Поэты эпохи, начавшейся после XX съезда КПСС, заклеймившего сталинский культ личности и разоблачившего многие преступления тоталитаризма, в своём большинстве не были носителями антисоветских и антикоммунистических настроений. Напротив, ими, как и преобладающей частью населения СССР (интересующейся политикой), владел романтический настрой и вера в то, что страна идёт в правильном направлении, а неприятности, постигшие их родителей, друзей и родственников, стали следствием чудовищного отклонения (искажения, отхода и т. п) от линии, задуманной Лениным. Отсюда и «пыльные шлемы комиссаров» Окуджавы, и неверие в «людей-винтиков» Вознесенского, и «пыльные тропинки далёких планет» Войновича, и многие другие проявления романтически-поэтического оптимизма.
В этом смысле Евгению Евтушенко и повезло, и не посчастливилось одновременно. Он начал печататься рано, ещё при Сталине, и посвящал многие свои юношеские стихи вождю, авторитет которого был в те времена непререкаемым. Талант заметили, и не только по причине «правильности» содержания, - он имел место объективно. Позже критики своевременно «прозревшие» упрекали поэта в этом и припоминали ему его ранний опус о «врачах-убийцах». Следует учитывать, что прославляли Сталина в своих творениях многие шестидесятники, - кто вынужденно, а кто и по внутреннему убеждению. Как говорил сам «отец народов», - задним умом все умны.
Каково это - быть полудиссидентом?
Освещая смерть и вспоминая биографию ушедшего поэта, сегодня некоторые западные, да и отечественные информационные ресурсы, называют его «полудиссидентом». Подобные попытки выглядят, возможно, несколько неестественно. Интересно мнение по этому поводу Валерии Новодворской, считавшей, что «роковую черту», после которой власти в СССР начинали преследование, Евтушенко не переходил, по крайней мере, открыто, ограничиваясь намёками в стихах. Он выражал неприятие, когда судили Бродского, Синявского, Даниэля, вводили войска в Чехословакию, но, в отличие от Солженицына, Аксенова, Войновича или Галича, его, хоть и с натяжкой, но относили к «своим». Такой была судьба немногих талантливых людей, живших в 60-е-80-е годы в Советском Союзе. Некоторые видные поэты, музыканты, писатели, режиссеры, скульпторы и представители других творческих профессий послесталинской эпохи критиковали действия властей, но их за это излишне строго не наказывали по разным причинам, в том числе и из опасения осложнений во внешнеполитических отношениях. В их числе был и Евтушенко. Иногда, впрочем, давление оказывалось, и парадоксально, но оно, возможно, производило благотворный эффект. Позже, когда стало можно практически всё, выдающихся произведений больше не стало. Скорее, наоборот...
Биография
Отцом Евгения Евтушенко был прибалтийский немец Александр Рудольфович Гангнус, геолог, имевший склонность к стихосложению, так что любовь к поэзии у него была в крови. Фамилию сына мать, актриса Зинаида Ермолаевна, решила сменить в 1944 году. С анкетными данными есть некоторые разночтения, в частности по месту и дате рождения. Одни источник указывают на станцию Зима, в других указан город Нижнеудинск Иркутской области. С годом как раз всё ясно - 1932-й, но в паспорте был записан 1933-й. Это было сделано умышленно, чтобы избежать волокиты с документами в военное время. Первое стихотворение опубликовано поэтом в семнадцатилетнем возрасте. После школы - Литературный институт им. А. М. Горького, но его Евтушенко не окончил, а был исключён, как считается, за найденную у него книгу «Не хлебом единым» Дудинцева, спорную на тот момент. В то время свет уже увидел первый сборник автора «Разведчики грядущего», а сам он уже стал членом СП СССР, причём самым молодым, поэтому в дипломе особой нужды не было. Сам Евтушенко невысоко ценил свои юношеские творения, он хотел писать иначе.
Зенит
Считается, что поэтический бум продолжался в СССР до 80-х годов, но это не совсем так. В пятидесятые и шестидесятые стихами действительно увлекались очень многие, но позже по популярности на первое место вышли эстрадные звёзды. А до них действительно поэты и барды собирали огромные аудитории, о которых даже нынешние рок-музыканты часто могут лишь мечтать. Сборники стихов издавались тиражами, исчисляемыми семизначными цифрами, и дело в данном случае отнюдь не в пресловутой плановой экономике, - все эти тома раскупались и читались. Пик славы Евтушенко пришёлся на это время. В период с 1956 по 1962 год свет увидели семь его книг. Самыми значимыми столичными поэтическими событиями шестидесятых стали встречи авторов с широкой публикой в актовом зале московского политеха. Выступали Рождественский, Ахмадулина, Окуджава, Евтушенко и другие поэты. После долго властвовавшей казёнщины это был как глоток свежего воздуха.
Евтушенко и заграница
После публикации в 1961 году поэмы «Бабий Яр» на многих языках Евтушенко обрёл широкую известность за рубежом. Мало кто из советских авторов мог путешествовать по разным странам, как он. Поэт побывал там, куда обычному советскому гражданину, мечтающему о поездке в Болгарию или Польшу, был путь заведомо заказан: Европа, Южная и Северная Америка, в общем – от Парижа до Амазонки. В США поэта принимал президент Никсон, хотя и неизвестно, читал ли он когда-то его стихи. Позиционировал Евтушенко себя в качестве «сибирского поэта», пришедшего в искусство практически «от сохи», но поведение его за границей раздражало советское руководство. Высказывание о будущей единой Германии (пророческое) вызвало досаду Ульбрихта, только что построившего Берлинскую стену. Он вообще много чего наговорил на Западе, да и одевался совсем не так, как подобает советскому поэту. На какое-то время даже визу закрыли, но после поэмы «Братская ГЭС» простили. Отношения с властью Евтушенко регулировать умел.
Поэт и политика
Евгений Евтушенко наряду с другими видными представителями советской творческой интеллигенции участвовал в работе съезда народных депутатов СССР с 1989 года. Он был депутатом, избранным от города Харькова до самого распада СССР. Также он в конце восьмидесятых работал в других областях общественной жизни, преимущественно относящихся к искусству:
- 1986-1991 - секретарь Правления Союза писателей СССР.
- 1991 год — секретарь правления Содружества писательских союзов.
- 1989-1991 – один из руководителей литературной ассоциации «Апрель».
- 1988-1991 – работа в обществе «Мемориал».
Потом распался Советский Союз.
В США
В Америку поэт поехал для того, чтобы читать лекции по искусствоведению студентам и аспирантам университета города Талса. В основном Евтушенко в последние годы жил в Оклахоме вместе с семьёй, приезжая время от времени в Россию, где реализовывались его творческие проекты, к примеру, рок-опера «Идут белые снеги», написанная Глебом Маем на стихи поэта. Были и гастрольные выступления, во время которых пробуждалась атмосфера шестидесятых. Часто посещать родину Евтушенко в последние годы не мог - не позволяло состояние здоровья.
Проблемы
В 2013 году Евгению Евтушенко ампутировали ногу, - не прижился титановый голеностопный сустав. Годом позже в Ростове-на-Дону ему стало очень плохо, и лишь срочная операция по установке кардиостимулятора спасла ему жизнь. Лечение онкологического заболевания шесть лет назад дало было результаты, но недуг вернулся после того, как врачи были вынуждены удалить почку. В последний день марта состояние организма усложнилось настолько, что Евтушенко пришлось срочно госпитализировать. Медицина оказалась бессильной.
Возвращение
Талантливый поэт выразил свою последнюю волю: он хотел, чтобы его похоронили рядом с Борисом Пастернаком в Переделкино. Завещание будет выполнено.