Заведомо тупиковые стартапы
Любой человек, решивший начать собственный бизнес, решает для себя главный вопрос. Чем именно заняться? Какое направление деловой активности выбрать? Во что вложить денежные средства, если они есть, и какой перспективой привлечь инвесторов, если их нет? Совсем недавно некоторые виды хозяйственной деятельности обещали перспективы высоких доходов, и этот фактор часто влияет на планы тех, кто хочет с кого-то взять пример и тоже преуспеть.
Однако не следует забывать о чудесной русской народной сказке о «вершках и корешках», она отнюдь не утратила своего смысла и продолжает оставаться актуальной. Занятия, бывшие недавно весьма прибыльными, сегодня могут стать убыточными. Как говорят в Одессе, «что вчера было хохмой, сегодня уже совсем не то».
Мало того, что по своей сути любой стартап имеет венчурную природу (то есть отличается определённой рискованностью). Есть виды деятельности, ставшие за последние годы настолько бесперспективными, что любой возможный инвестор просто поднимет на смех предпринимателя, обратившегося к нему с таким предложением. И это в лучшем случае. Будет куда хуже, если деньги на развитие дадут, а они «вылетят в трубу», и при этом выяснится, что дело было заведомо провальным. Чтобы избежать подобных грустных ситуаций, стоит ознакомиться со списком, изложенным ниже. Это не венчурные проекты. Это гарантированные провалы.
Социальные сети
Тот случай, когда «кто первый встал…». Уже есть VKontakte, Facebook, «Одноклассники» и Twitter. Более того, имел место случай, когда уже готовую соцсеть, успешно работавшую, удалось «убить» насмерть, то есть без надежды на возрождение, и сделано это было не каким-то новичком, а самим Мердоком, случайно, конечно. Все попытки переманить к себе подписчиков заранее обречены на фиаско, даже если в ход пущен весь государственный аппарат, как, к примеру, в Украине, где введена блокировка российских сервисов. На «патриотический» сайт подписалось смехотворное количество граждан, а остальные предпочли обойти официальные запреты. У начинающего предпринимателя таких ресурсов нет. Акции китайской соцсети Renren, котировавшиеся в 2011 году по 14 долларов, очень быстро, за пару лет, упали до трёх. Тупиковая природа направления обусловлена не только привычкой, но и заложенным в него системным противоречием: сайты существуют за счёт рекламы, а когда её слишком много, посетители очень недовольны.
Сайты знакомств
Неблагодарное дело. Во-первых, таких электронных ресурсов слишком много. Во-вторых, даже самые успешные из них обеспечивают очень незначительный процент удачных контактов, и они сразу же после получения результата в виде избранника (избранницы), естественно, удаляются, то есть уединяются. Все остальные больше месяца не выдерживают. Так гласит статистика, и в общем, это вполне вписывается в банальную логику. Кому хочется «висеть» на сайте знакомств годами? Уже сам факт этого говорит о почти полном отсутствии шансов найти «вторую половину». Из миллиона подписчиков (если этого результата ещё удастся достичь) за год остаётся не более 80 тысяч. Ежегодно четыре сотни электронных служб этого профиля «испаряются без сухого остатка» на просторах Интернета. Чтобы затеять подобный бизнес, следует быть очень смелым или на самом деле иметь какую-то потрясающую идею, способную выделить ресурс из общего унылого фона. Главное, не переоценить её свежесть.
Музыка
Уговорить, убедить или заставить пользователей платить за скачиваемую музыку, как показывает практика, практически невозможно. Да, в этом направлении многое делается, в том числе и в России, закрываются «зеркала» и всё такое прочее. Бесплатно скачивать всё труднее, но в том, что все лазейки удастся перекрыть, сомневаются даже самые убеждённые сторонники борьбы с пиратством. Случаи успеха музыкальных стартапов можно сосчитать по пальцам, и то, следует учитывать колоссальные усилия их организаторов, миллиардные инвестиции и постепенно достигнутую ими высокую посещаемость. Зато неудачников в этом деле намного больше.
Альтернативная энергетика
Звучит красиво, с виду очень перспективно и прогрессивно, а на деле — полный швах и сплошные убытки. И информационные сайты, и производства никак не окупаются. Не помогают бесплатные кредиты, субсидии и прочие меры государственной поддержки. Энергия, полученная посредством солнечных батарей, ветряков и прочих «зелёных» источников, к великому огорчению, по-прежнему слишком дорогая, а относительно низкие цены на природные углеводороды никак не способствуют экологическому прогрессу. Можно относиться к этим явлениям по-разному, но с фактами каждый бизнесмен считаться просто обязан. Инвестиции в отрасль закономерно уменьшаются.
Нетрадиционный транспорт
Это понятие весьма широко и включает в себя самые различные способы передвижения, от дирижаблей до конной тяги. Был даже проект монорельсовой экологически чистой дороги, по которой, как виделось в мечтах её несостоявшихся создателей, каждый пассажир сам бы «педалил» на своей относительно комфортабельной тележке (или в таком вагончике маленьком). Что касается лошадей, то идея эта отнюдь не нова и применима лишь в приложении катания детишек и взрослых в людных парках, но конкуренция в этом сервисе очень велика. К тому же нужны серьёзные знания, в том числе в области ветеринарии. И конюшня какая-то. И кормить коней нужно чем-то. И любить их необходимо.
А массовые пассажиры консервативны и предпочитают обычные виды транспорта: самолёты, поезда, автомобили, иногда суда. На дирижаблях летать не хотят.
Туризм
Кто не успел раньше лет на 10—15—20 вскочить на ходу в этот стремительно мчащийся экспресс, хотя бы в последний вагон, тому там ловить уже нечего. Затевать очередную торговлю электронными билетами, увлекательными турами, круизами, путёвками в дома отдыха и санатории, сдачей в аренду автомобилей и тому подобными продуктами туристического профиля уже увы, поздно, и в электронном, и в физическом виде. Все места под солнцем заняты, конкурировать с признанными авторитетами невозможно. Если всё же кто-то решится заняться этим бизнесом, то его ждёт трудная, драматичная и напряжённая, хотя и недолгая борьба с предсказуемым исходом.
Электромобили
Тоже очень на вид перспективное направление, что объясняет заинтересованность в нем, проявленную разными серьёзными людьми и структурами. И даже не надо вспоминать про отечественный проект «Ё-мобиля». Собственно, ничего не получилось у всех, кто занимался строительством электромобилей и вкладывал в них колоссальные деньги. Израильская фирма Better Place потеряла 550 млн долларов, пытаясь убедить потребителей в том, что и сеть станций подзарядки есть уже, построена, и цена хорошая, и экология, и то, и сё. А продали только 750 штук транспортных средств и обанкротились. И у Илона Маска пока в основном разговоры. И Fisker Automotive, и Aptera — всё то же самое.
Разгадка простая: аккумуляторы служат недолго, а стоят столько, что за это время бензин обойдётся дешевле в разы. Может, когда технологический прорыв произойдёт… Но тогда тоже уже будет поздно.
Футболки
Бизнес кажется беспроигрышным, а каждый производитель считает себя непревзойдённым дизайнером рисунков на T-Shirt. Вроде ничего сложного: знай себе продавай футболки и деньги считай. Вот в этом и всё дело. Занятие, с которым каждый может справиться, привлекает такое количество энтузиастов, что им становится очень тесно. Борьба идёт за право на самую мизерную рентабельность, а иногда для уничтожения соперников применяется и демпинг. Подобная ситуация называется «голодным морем», то есть средой, где съедают всех, кто хоть немного слабее.
Конечно же, перечислены не все бесперспективные в настоящее время направления бизнеса, таких много. Задача статьи состояла лишь в том, чтобы насторожить излишне оптимистически настроенных стартаперов.