Почему методы Макаренко запретили в СССР, но применяли во всем мире

13 марта 2018 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко – советского писателя и педагога. Созданная им в 20-е годы прошлого столетия методика воспитания творила настоящие чудеса. И нет ничего удивительного в том, что в 1988 г. ЮНЕСКО признало его выдающимся педагогом мира, наряду с Марией Монтессори, Георгом Коршенштейном и Джоном Дьюи.

Этот выдающийся воспитатель в трудные годы после прошедшей в стране революции и гражданской войны работал с беспризорными детьми, число которых превысило 3000 человек. При этом все они стали настоящими людьми. Никто из них не вернулся в преступный мир. Это были ошеломляющие результаты, добиться которых не удавалось ни одному из исправительных учреждений мира. На чем же основывается методика этого выдающегося теоретика и практика педагогической науки?

Коллектив

По мнению Макаренко, дети должны быть связаны между собой общими деловыми, бытовыми и дружескими целями. Подобное взаимодействие позволяет создать воспитательный коллектив. Опора на его воздействие и является одним из «китов» системы Макаренко.

Дело в том, что ребенок, который ощущает то, что является частью коллектива, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми. Такое сообщество помогает принимать на себя новые, пока еще не до конца знакомые социальные роли, адаптироваться в обществе и чувствовать себя его частью. При этом особое внимание Макаренко обращал на развитие взаимоотношений между детьми, на возникающие конфликты, переплетение их интересов и решение спорных ситуаций. Данное направление находится в центре созданной великим педагогом системы. Коллектив при этом непременно должен развиваться, намечать новые цели и неуклонно идти к ним. И каждому ребенку особенно важно осознавать то, что он вносит свой посильный вклад в общее дело.

Такой воспитательный процесс, ориентированный на природные задатки, способен подготовить детей к жизни в этом мире, в котором им придется завоевывать для себя определенный статус. В результате каждый ребенок морально будет готов к принятию самостоятельных решений и осознает свои силы.

Самоуправление

Система Макаренко считается самой демократичной в мире. Ведь этот выдающийся педагог стремился создать в детском коллективе комфортный психологический климат. Именно это условие должно способствовать возникновению у ребенка чувства защищенности, а также возможности свободно творчески развиваться.

Например, педагогу, работающему по системе Макаренко, не было дано право отменять решения собрания. Только дети своим голосованием определяли, каким образом будет жить их коллектив, трудиться и проводить досуг. Воспитанники принимали решения и несли за них полную ответственность. Это и позволяло творить настоящие чудеса. При этом каждый ребенок мог попробовать себя в роли как рядового, так и командира. Старший группы, по системе Макаренко, выбирался только на полгода, и этот пост он мог занять только один раз. Это и позволяло каждому подростку на какой-то период стать руководителем, проявив соответствующие качества.

Макаренко был уверен в том, что там, где этого не происходит, нередко вырастают неприспособленные к жизни и безвольные люди.

Трудовое воспитание

По мнению Макаренко, невозможно вырастить настоящего человека без участия ребенка в рабочем процессе. Разумеется, с точки зрения современных веяний, физический труд детей вряд ли можно назвать необходимостью. Но в те тяжелые годы страна находилась в непростом экономическом состоянии. Именно поэтому труд подростков не был чем-то удивительным. Причем в коммуне Макаренко он носил промышленный характер. Дети ежедневно работали по 4 ч.

Высказывая свое мнение о необходимости труда для ребенка, великий педагог настаивал на том, что воспитательным средством он станет только в том случае, когда будет организован с определенной целью. Только тогда дети начнут выполнять задания с интересом. Но в то же время любой труд, если рядом с ним не будет идти воспитание и образование, является бесполезным сокращением мускулатуры.

Участие подростка в производственном процессе способствовало изменению его социального статуса и самосознания. Дети при этом превращались во взрослых граждан, имеющих свои обязанности и права.

Родители

Антон Семенович нередко подчеркивал, что домашнее воспитание играет немаловажную роль в становлении личности ребенка. При этом родители могут быть для детей предметом не только уважения, но и критики. Эти, а также многие другие мысли педагог изложил в написанной им «Книге для родителей».

Учителя и воспитатели

Макаренко часто указывал на то, что педагогу необходимо проявлять к своим воспитанникам внимание. При этом он должен быть искренним с ними.

Дело в том, что дети намного лучше взрослых чувствуют фальшь. Именно поэтому при их воспитании непозволителен шантаж, когда взрослый напоминает ребенку его прошлые проступки.

Дисциплина

Подобное понятие является вовсе не средством и не методом воспитания. По мнению Макаренко, дисциплина – это его результат. Другими словами, для человека она должна стать одной из нравственных категорий.

Для получения необходимого результата педагогу понадобится воспитать у своих учеников правильные привычки. Только в таком случае у детей появится дисциплинированность.

Они будут поступать правильно не только в присутствии других, но и в те моменты, когда их никто не видит.

Чужой на своей родине?

В те годы, когда Макаренко создавал свою систему, в экономической системе СССР присутствовало множество форм собственности. В таком многообразии созданная Макаренко производственная коммуна не особенно выделялась на общем фоне. Но по истечении определенного периода страна повернулась в сторону только юридических социалистических структур. В связи с этим идеи Макаренко о привлечении подростков к коллективному труду оказались никому не нужны и были преданы забвению. И это несмотря на то что методика Макаренко позволяла улучшить характер детей в быту и на работе, а также могла быть с успехом применена в области менеджмента.

Тем не менее радует то, что деятельность великого педагога получила международное признание. Его произведения перевели почти на все языки мира. Главный труд автора – «Педагогическую поэму», созданную им в 1935 г., многие исследователи сравнивают с самыми лучшими романами воспитательной тематики И. Гете, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого. Этот труд вошел также в десятку наиболее значимых книг по педагогике 20 в.

Идеи для развития бизнеса

Многие находки Макаренко можно было назвать революционными. Они не нашли применения в СССР, но зато несколько позднее стали использоваться для развития бизнеса в других странах. В перечне таких идей находятся:

  1. Поосевое управление. Спустя 40 лет оно начало использоваться в послевоенной Японии, где получило название «развертывание политик». Это направление основывается на трех основных осях – на качестве, затратах и дисциплине поставок, а также на двух дополнительных – всеобщее обучение и постоянный уход за оборудованием. Все эти моменты были задействованы в работе колонии, возглавляемой Макаренко, и нашли свое отражение в нескольких его произведениях.
  2. Цепочки экспертов. Они внедрялись великим педагогом в виде хозяйственных и столовых комиссий; комиссий, работающих в праздничные дни, и т.д. Спустя полвека такие цепочки появились в Харцбургской модели управления, созданной немецким профессором Рейнхардом Хоном.
  3. Корпоративный университет. У Макаренко он включал в себя школу, а также рабфак при Харьковском машиностроительном институте, который позже был преобразован в техникум с электромеханическим и оптико-механическим отделениями. Первый корпоративный университет на Западе появился в 1961 г.
  4. Сверхгибкие скрипты. Ни один современный бизнес не сможет обойтись без проведения стандартных процедур, без инструкций и составления бюджета. И здесь в большинстве случаев преобладают скрипты. Они могут быть жесткими или полужесткими. Но создание стандарта – это менее половины задуманного. Понадобится осуществлять его адекватное применение и при необходимости постоянно изменять – в этом и состоит основная суть вопроса. Подобное применял в своей методике и Макаренко. Например, он считал поступки своих воспитанников индивидуальными и никогда не давал единого рецепта по применению системы наказания. Эту идею приняли японцы, назвав ее «кайзен». Созданная на ее основе система предполагает постоянное совершенствование любых процессов в компании. В 80-х годах прошлого века американские бизнесмены также начали говорить о необходимости управления, предполагающего гибкие цели.
  5. Мультипроектное управление. При использовании своей системы Макаренко создавал «сводные отряды», которым давалось для выполнения определенное небольшое задание. Подобная схема также применяется компаниями для достижения поставленной цели.

Сегодня система Макаренко вновь возвращается на родину, но только в форме различных зарубежных методик. Среди них: мозговой штурм, умение работать в команде, повышения мотивации, а также в виде корпоративных мероприятий. А ведь все это в свое время придумал и воплотил в жизнь Макаренко. Однако, как известно, нет пророка в своем Отечестве.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Поддерживаете ли вы идеи великого педагога?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Во всяком случае, книги Макаренко очень увлекательны и интересны. Рекомендую к прочтению!
Копировать ссылку
спасибо, нужно посмотреть и почитать
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.