“Про подростков сегодня снимается много фильмов”: режиссер Владимир Котт о российском кино и своих свежих проектах

Владимир Котт является известным российским режиссером, продюсером и сценаристом, братом-близнецом другого режиссера, Александра Котта. Среди последних работ Владимира Константиновича — «Конец фильма», «Уголь», «Дикие», три сезона «Непослушника», «Культурная комедия», «Обе две».

В этом году ожидается выход «Мужчины и женщины», драмы, которая была продемонстрирована на Московском фестивале. Этот фильм Котт назвал авторским, личным. Вот что он рассказывает в интервью о своих картинах и о российском кино в целом.

«Конец фильма» как переход к зрительскому кино

После выхода этой ленты, которая исследует творческий кризис режиссера, Владимир Котт решил сделать упор на зрительское кино. По его мнению, эту картину можно рассматривать как некую экзистенциальную черту, отделяющую переход от авторского кинематографа к массовому.

Режиссер вспоминает, что выход «Конца фильма» пришелся на начало пандемии коронавируса, его успело посмотреть очень мало зрителей. При этом снималась картина без поддержки Министерства культуры. Но для самого Владимира Котта она была очень важной. В ней звучит тема исправления в отсутствие наказания. После нее он принял решение, что будет снимать фильмы не для критиков, а для зрителей.

Много лет у постановщика было ощущение, что он снимает исключительно для критиков. Однако в какой-то момент пришло понимание, что в этом нет смысла, поскольку зритель все-таки важнее. При этом Котт хотел доказать себе, что ему подвластны все жанры.

Вот как Владимир высказался о тенденции, присущей и его творчеству, и творчеству практически каждого режиссера:

Но если прослеживать мое кино, то я всегда снимал коммерческие проекты, чтобы заработать на авторские. Для того, чтобы снять «Конец фильма», мне пришлось продать квартиру. Думаю, каждый режиссер в своей жизни совершает подобные безумные поступки.

Теперь же Котт снимает коммерческие фильмы не для того, чтобы вновь вернуться к авторским. На его взгляд, здесь все гораздо глубже. Если сильно не вдаваться в психоанализ, то, наверное, можно кратко сформулировать свое нынешнее кредо как стремление к успеху, который хочется разделить с другими людьми, хочется, чтобы кто-то его хвалил и радовался за него. Наверное, причина такого стремления стоит в том, что они с братом рано лишились родителей, им пришлось жить одним. Одним словом, сказывается недостаток любви.

В «Непослушниках» соединилось несоединимое

Этот фильм вышел в прокат 6 июня, став одной из значимых летних премьер 2024 года. Владимир Котт срежиссировал все три части франшизы. Он охарактеризовал трилогию как историю, связанную с его семьей:

Это наша семейная история. Да, Виктор служит в церкви. Я показал ему сценарий до того, как начал снимать. И он немного подредактировал сцены со службой, с таинствами, чтобы фильм был более достоверным. Старший брат вообще не ходит в кино, и я снял «Непослушника», чтобы он пошел в кинотеатр и посмотрел, чем мы занимаемся. Виктор посмотрел фильм с православными друзьями, он им понравился.

По мнению Котта, эта картина выстрелила благодаря тому, что был открыт новый тренд. В первый раз после фильма «Остров», снятого Павлом Лунгиным, кинематографисты впервые стали снимать, войдя на территорию церкви. В числе прочего снималась и сцена с чертом, очень смелая, которую кто-то даже может воспринять как кощунственную.

В результате кино получилось и смешным, и трогательным, в нем опять же присутствует тема исправления. Режиссер признался, что был поражен большим зрительским интересом к его детищу. Далекие от церкви люди пошли просто поинтересоваться, как в ней все происходит в действительности.

Тогда Владимир впервые почувствовал, какой бывает зрительская любовь. Ее нельзя сравнить с теми моментами, когда во время фестивалей кто-то говорит хорошие слова после премьеры. Здесь он ощутил настоящую волну заинтересованности.

Режиссер считает, что в «Непослушниках» ему удалось задеть струны, объединяющие русских людей:

Хотя многим критикам фильм не понравился, потому что им кажется слишком сладко, приторно. Но я так не считаю. Мне нравится, когда на протяжении фильма люди сначала очень сильно смеются, а потом немного плачут. Может быть, смех и слезы — это и есть наша эмоциональная российская скрепа. Потому что все время плакать невыносимо, и все время смеяться невозможно.

Для авторов картины было важно показать поведение молодого человека в церкви, который сначала просто не понимает, в каком месте он находится. А в дальнейшем он приходит к вере. Вместе с тем, смотрится лента легко, она поднимает настроение. Конечно, стояла трудная задача — совместить несовместимое: юмор и церковь.

И это явилось испытанием, ведь кинематографисты зашли на «чужую территорию». Выход был найден, когда режиссер выдвинул идею о том, что церковь — это не какое-то грустное, мрачное место, а верующие — это те же люди, которым свойственно и плакать, и радоваться.

«Непослушники» — это семейное кино

Второй фильм содержит меньше юмора, но в нем присутствует светлая печаль. При этом в прокате сборы были в два раза больше по сравнению с первой частью. А значит, люди испытывают потребность не только в веселье, они также хотят и размышлять.

В третьей части главным героем является бандит, решивший уйти в монастырь. В его роли выступил Гоша Куценко. В результате с ним происходят разительные перемены, ему удается обрести семью.

Среди героев третьего фильма есть также четверо малолетних грабителей. Речь идет о двух братьях и двух сестрах, оказавшихся в детском доме и привезенных в монастырь на воспитание.

Котт рассказал, что юным артистам пришлось очень нелегко:

Мне было жалко этих детей. Очень сложно пятилетнему ребенку выдержать 13-часовую смену. Тем более, мы снимали не в Москве, а в Шуе, Мурманске, других городах. География была большая.

По мнению режиссера, «Непослушников» можно назвать семейным фильмом, именно в эту сторону и двигались кинематографисты.

«Культурная комедия» — некий культурный срез

В этой картине, которая вышла на экраны 11 июля, в главных ролях снялись Алексей Чадов с Яной Гладких. Вот как режиссер рассказал о своем замысле:

Мне захотелось снять историю, дающую некий культурный срез – в данном случае Пермского края — через людей, потому что люди для меня самое главное. Прежде чем согласиться на этот фильм, я съездил в Пермь. Я знал, что есть такой уральский город, где некогда произошла культурная революция, но никогда там не был. И я ходил по музеям, по другим культурным и не очень культурным объектам, пока мне не придумалось, как снимать фильм. После этой поездки сценарий был принципиально переписан под меня и под задачи, которые я себе поставил.

Одна из основных линий картины связана с Пастернаком, для него пермский период был очень важным. Сначала он учился на композитора, но, оказавшись в Пермской губернии, испытал безответную любовь, после чего захотел стать поэтом.

Возможно, у фильма будет продолжение

У создателей фильма есть надежда на то, что после просмотра фильма людям больше захочется узнать об истории родного края, они станут чаще посещать музеи, больше читать. Не исключено, что у картины будет продолжение. Уже есть задумки, связанные с Владивостоком, с Екатеринбургом, с Красноярском. Но пока еще это эксперимент. Время покажет, на самом ли деле народу сегодня вновь захочется смотреть романтические комедии в чистом виде. Пока сказать трудно.

«Обе две» — фильм о взаимоотношениях одиноких людей

Эта комедийная драма выйдет в прокат 25 июля. В ней главные роли сыграли Кристиной Асмус, а также Валентина Мазунина и Таисья Калинина. В центре сюжета — приключения Глаши, дерзкой девчонки подросткового возраста. Она живет в Шуе с бабушкой и в мечтах видит себя знаменитым режиссером. Бабушка уходит в мир иной, и Глаша может оказаться под опекой тети Вали, авторитарной личности. Тогда девочка отправляется в Москву, к другой тете, Ане, мягкой и романтичной женщине.

Вот как Владимир Котт охарактеризовал основную идею фильма:

Мне очень понравилось то, что это не просто комедия, а история взаимоотношений двух одиноких людей. Она про то, как тяжело жить без близких. «Найти своих и успокоиться» — основную идею фильма можно оформить этим знаменитым изречением Алексея Балабанова. Одиночество разъедает людей изнутри, и найти близкого человека очень важно – это главная мысль.

С актерами мы определились сразу. С Кристиной Асмус я мечтал поработать давно. И во время подготовки этого фильма я только убедился, что она сильная драматическая актриса и может придать ситуациям своей героини не только юмор, но и драму. Что касается Валентины Мазуниной, то я считаю, что она недооцененная актриса.

Про подростков сегодня снимается много фильмов

А роль девочки исполнила Таисья Калинина, она уже снималась во многих фильмах. Несмотря на юный возраст, она многое пережила, и в глазах все это видно. Несмотря на обилие в стране актеров-подростков, конкурентов у нее не было.

Актеров-подростков на самом деле много, потому что о них снимается много фильмов и постоянно открываются новые таланты. Тася отличается от многих тем, что она обладает очень интересным и необычным взглядом – от ее глаз невозможно оторваться, она просто магнитит собой пространство. У нее глаза как у волчицы. Очень острый взгляд. А глаза, как говорится, это зеркало души, через них передаются все эмоции.

Самым ярким впечатлением Владимира от фильма оказались съемки с гусями:

Дрессированных гусей по большому счету не бывает. А когда таких выпускаешь на волю, они перестают быть дрессированными. Поэтому нам пришлось очень много помучаться. У нашего гуся была куча дублеров – гусь для пробежек, гусь для лежания, гусь для прыжков, гусь, который мог стоять, и так далее. Разные гуси — для разных актерских задач. Был гусь, который бегал, размахивая крыльями, а был гусь, который бегал без размахивания. Не ожидал от себя этого, но я стал специалистом по гусям.

Режиссер полагает, что при просмотре комедии «Обе две» зрителю удастся и немного посмеяться, и всплакнуть, а в итоге порадоваться за героев. Речь идет о простой человеческой истории, но очень важной.

Российской киноиндустрии не хватает свободы

Владимир Котт рассказал, что актеров он не ставит в жесткие рамки во время работы над фильмом. Этот метод он назвал своим лайфхаком. Потому что текст — это одно, а жизнь — совсем другое. Он с артистами разбирает образы героев, при этом немного подталкивает их. А затем как-то так получается, что, по их ощущениям, они сами все придумали.

Режиссер привык использовать мягкую силу, он не кричит на площадке, не давит на актеров, он потихоньку подводит их к тому, что они являются соучастниками процесса. Это и называется сотворчеством, которому Владимир научился, работая в театре. При этом Котт признался, что в целом в российской киноиндустрии ему как зрителю, как режиссеру хватает свободы.

Комментарии