Веревочные мосты, транспортная сеть и не только: 5 потрясающих изобретений древних инков, которыми пользуемся и поныне

В 13-м веке небольшая группа людей, живущих высоко в Андах, мигрировала в долину Куско на юго-востоке Перу. Спустя чуть более 200 лет эта первоначальная группа путешественников превратилась в могущественную империю, охватывающую большую часть Анд, с населением от 9 до 16 миллионов человек.

Древняя цивилизация инков тем более велика, что она развивалась без валюты, колес и письменной формы общения, но подарила миру ряд несравненных изобретений. О некоторых из них читайте далее.

Магистральная транспортная сеть

Инки, конечно, не изобретали дорогу. Эта честь досталась римлянам. Но они изобрели сеть дорог и магистралей, которые соединяли их территорию в масштабах, невиданных ранее в Южной Америке.

На пике своего развития система шоссейных дорог инков покрывала почти 40 000 километров дорогами шириной от 1 до 4 метров. Основные магистрали дорог известны как имперская система шоссе, или Капак-Нан.

Эти дороги пролегали с севера на юг, одна ветвь шла к береговой линии, а другая - параллельно через горы. Меньшие дороги связывали две главные артерии со всеми провинциями империи. Дорожная система предназначалась для государственных служащих, простолюдинам нужно было получить специальное разрешение на прогулку по Капак-Нан.

По шоссе можно было проезжать примерно 32 км в день. Для отдыха были предусмотрены "тампусы", специальные места вдоль проезжей части для ночлега, еды и пополнения запасов. Отдых был критически важен для путешественников, особенно носильщиков "платформ" с богатыми инками.

Система дорог империи инков не только обеспечивала бесперебойную работу бизнеса и военных маневров, но и функционировала как высокоэффективная коммуникационная сеть.

У инков работала "почта": вдоль дорог с интервалом в полтора километра стояли обученные люди - бегуны, прообраз современной почты. Они передавали важные сообщения, доставляли небольшие предметы. В день система могла обслуживать до 240 км, что позволяло, к примеру, доставлять свежую рыбу из Тихого океана к столу императора менее чем за 2 дня.

Надежно связанные ущелья, или веревочные мосты

На местности, заполненной ущельями Анд, есть места, где дороги невозможно построить. У инков было решение - мосты.

В отличие от каменных арочных мостов, построенных в то время в Европе, инки использовали веревку для строительства подвесных мостов через горные пропасти.

Веревочные мосты прекрасно подходили для пешеходного движения, легко перемещая людей и животных. При строительстве моста большие тросы формировались из веревок меньшего размера, сплетенных из шерсти ламы и альпаки, а также из травы и хлопка. Тросы крепились к каменным сооружениям по обе стороны от перехода. Большая часть была натянута, чтобы образовать поручни и дорогу моста, которая затем покрывалась деревом.

Мосты инков длиннее, чем любой каменный мост в Европе того времени, и расположены на высоте не менее 46 метров. Мосты из органических материалов инкам приходилось ежегодно восстанавливать. Как правило, этом занимались общины, живущие неподалеку от моста.

На сегодня сохранился один мост инков в Перу, его ежегодно ремонтируют в рамках фестиваля, который длится три дня.

Люди из близлежащих деревень собирают травы, которые растут по обе стороны моста, и каждая семья плетет из них 50-метровую веревку. Эти веревки скручиваются в более крупные, которые затем протягиваются через реку Апуримак. И так ежегодно на протяжении пяти веков.

Узелок на память, или телекоммуникации инков

В дополнение к устным сообщениям, бегуны передавали письма, известные как кипу (кипус).

Эти коммуникационные устройства состояли из основного шнура, на котором располагались подвесные шнуры с завязанными узлами различной длины и цвета. Веревки были сотканы из хлопка или шерсти лам и альпаки. Считается, что количество узлов, а также типы узлов и их положение на каждом подвесном шнуре использовались для учета по десятичной системе. Ученые предполагают, что шнуры, вероятно, использовались для учета различных товаров, хранившихся на складах по всей империи.

По сей день расшифровать сообщения, содержащиеся в кипу, не удалось.

Фермерство на террасе вместо земледелия на полях

Чтобы сажать растения среди скалистых Анд, инки разработали систему террас в виде гигантских зеленых лестниц.

Строительство ступенчатых террас помогло инкам создавать сельскохозяйственные угодья, а продуманная конструкция каждой террасы давала урожайность и наилучшие шансы на выживание растений.

Первым этапом строительства было возведение подпорных стен из камня. Каждая терраса была заполнена слоем гравия среднего размера, который покрывался смесью мелкого песка и гравия. Поверх этого размещали слой почвы для посева семян основных культур - кукурузы и картофеля.

Когда терраса истощалась, инки применяли метод посадки "три сестры". Сначала они сажали кукурузу. Затем, когда кукуруза достигала достаточной высоты, сажали бобы или фасоль, а на оставшихся местах - тыкву или кабачки. Это позволяло не только получить три урожая с одной террасы, но и зафиксировать азот в почве с бобовых, что питало кукурузу. Кабачки служили мульчей для почвы, сохраняя ее влажной и свободной от сорняков.

Интересна ботаническая лаборатория инков в Перу. Здесь система концентрических кругов возвышается над землей амфитеатром. Считается, что инки использовали эти круглые террасы для экспериментов, сажая разные культуры на разных почвах и на разных высотах, чтобы выяснить, какие комбинации температур, влажности и состава почвы работают лучше всего.

В космос не летали но придумали сублимацию продуктов: чудесное изобретение инков

Как известно, астронавты НАСА берут с собой сублимированную пищу в экспедиции. Но этот процесс разработали инки.

На самых высоких точках Анд в ночное время практически гарантированы отрицательные температуры. Инки использовали это в своих интересах, принося картофель в холодную среду и давая ему замерзнуть под тканью. Жители зимних деревень утром ходили по тряпкам, чтобы выжать влагу из картофеля. Повторяющийся процесс приводил к получению сублимированного картофеля, известного как чуньо.

Этот продукт имел несколько явных преимуществ: он был легким и не портился. Продукт был отличным резервным источником пищи в случае засухи, стихийного бедствия или любого другого неурожая. Даже сегодня в случае неурожая жители горных районов Анд будут полагаться на чуньо.

Комментарии