Доклад ООН рассказал о нарушениях прав человека в Украине
Трудно, пожалуй, представить себе современное государство, которое не могло бы защитить себя с помощью собственных законов. Парламентская деятельность, собственно, и заключается в значительной степени в принятии определенных юридических норм, создающих власти и гражданам страны безопасные условия. Однако не стоит напрягать фантазию и пробуждать в памяти какие-то исторические ассоциации. Такое государство есть, это – Украина. Недавно, 19-26 мая, комиссия ООН по правам человека побывала здесь и узнала не все, что хотела, но вполне достаточно, чтобы сделать определенные выводы.
Едут ревизоры
Возражать против приезда уважаемой делегации, представляющей мировое сообщество, в Киеве не стали, это было бы слишком. Подобный демарш мог сразу же дезавуировать всю природу сложившейся властной системы, поэтому комиссию приняли, очевидно, в надежде, что слишком глубоко вникать в процессы, происходящие в пенитенциарной системе, она не станет. И так все ясно, Украина – жертва агрессии, у нее Крым отобрали, отдельные районы тоже оккупированы, а если и есть какие-то перегибы на местах, то с ними идет беспощадная борьба. Но приехавшие правозащитники оказались не такими сговорчивыми, как ожидалось, и начали требовать пустить их туда, куда властям очень не хотелось. Прямо об этом сказать опять же как-то неудобно, а намеков эти проверяющие явно не понимали. Тогда в дело пошел вроде бы беспроигрышный аргумент. По словам Василия Грицака, руководителя СБУ, как раз в тех местах, куда хочет попасть комиссия, очень много секретной аппаратуры, и контрразведка опасается, что среди посетителей окажутся шпионы (наверное, из одной соседней страны, не из США же), стремящиеся узнать все государственные тайны. Заключенные? Да нет их там и быть не может. Сказано же – аппаратура! Не сработало.
Доклад
Комиссия ООН в знак протеста покинула территорию Украины на день раньше, чем планировалось. Жест эффектный, яркий и красивый, он продемонстрировал всю глубину неприятия полицейского произвола. Одна беда – в результате картина формально остается неясной. Косвенные признаки того, что дела нехорошие творятся, есть, и даже, что называется, налицо, включая бегающие глаза киевских руководителей. Но это все к делу не пришьешь, все нужно самим увидеть, а ведь не пускают. И пришлось уехать восвояси практически с пустыми руками. Так, по крайней мере, казалось многим в украинской столице. Ведь тайна государственная соблюдена, никто не увидел секретных тюрем, пыточных камер и прочих атрибутов тоталитаризма, а домысливать можно сколько угодно. Но в Киеве недооценили членов комиссии, они все же успели собрать кое-какой материал, из которого получился доклад под номером 14, содержащий сотни эпизодов необъявленной войны на многих страницах убористого текста.
Реакция
Разумеется, в докладе №14 речь идет не только о тех нарушениях прав человека, что допускает украинская сторона конфликта. Там описаны многие случаи незаконного удерживания в плену людей на территории ЛНР и ДНР, которые, скорее всего, имели место, и в этом смысле документ можно считать сбалансированным. Однако совершенно неприемлемым Киеву показалась другая часть доклада, в которой описываются пытки, издевательства, случаи прямого давления на психику и самого непосредственного физического воздействия со стороны «воинов света», то есть СБУ, ВСУ, Национальной гвардии, добровольческих батальонов и прочих украинских силовиков. С этим согласиться было никак нельзя. Как сообщила газета The Times со слов помощника генсека ООН по правам человека Ивана Шимоновича, причастность Службы безопасности Украины к творимому произволу доказана, хотя руководство контрразведки это отрицает.
Как попасть в украинскую тюрьму
У главы делегации ООН по правам человека Малкольма Эванса сложилось впечатление о том, что Украина нарушает условия конвенции против пыток, о чем он прямо заявил во всеуслышание. Примерно то же сказал и Шимонович, при этом он настаивал на систематичности, а не спорадичности подобных случаев. Иными словами, нарушения прав человека и неуважение к ним - это не что-то исключительное, это норма. Как удалось выяснить комиссии, мест, в которых производятся истязания и пытки, в стране пять. Обычно в качестве предлога для взятия человека под стражу используются его симпатии, действительные или мнимые, по отношению к самопровозглашенным республикам. Не так давно в крупных городах висели информационные щиты (сейчас их сняли), популярно объясняющие суть «бытового сепаратизма» и ответственности за него. Если верить этим бигбордам, для того, чтобы получить внушительный тюремный срок, не нужно совершать чего-то особенного, достаточно ждать «прихода русского мира» и плохо относиться к государственным символам. А если кто-то заметил за своим знакомым или соседом подобное поведение, то вот и телефон есть, - довольно позвонить, и все, заберут негодяя.
Примеры Шимоновича
В условиях произвола любой гражданин Украины может оказаться его жертвой. Люди в натянутых на лицо черных шапочках с прорезями для глаз вполне готовы применять электрошокеры, а потом, когда захваченный ими человек придет в себя, заверить его, что местоположение неизвестно, и с ним можно сделать все, что угодно. Главное – любой ценой добиться признания, для этого вполне допустимы удары (даже молотком), а получив его, уже можно объявлять об официальном задержании и вести «преступника» в ближайшее управление СБУ.
Казус в Мариуполе
В конце января жителя этого южного города задержали, предъявив обвинение в терроризме. Два с половиной месяца мужчина провел в СИЗО, после чего был суд, выпустивший обвиняемого под домашний арест. Однако его тут же вновь арестовала СБУ и поместила в одиночную камеру, но уже в Харькове. Место своего заключения этот человек определяет как тайную тюрьму, в которую за время его нахождения доставили еще десятки узников. В течение года несчастный подвергался пыткам, в том числе и электрическим током, от него добивались признания в террористической деятельности, сепаратизме и участии в боевых действиях на стороне ДНР. Мониторинговой комиссии стало достоверно известно о как минимум двух десятках заключенных, бесследно исчезнувших из харьковской тюрьмы СБУ как раз накануне проверки, согласованной с украинским омбудсменом. Вопрос о том, кто «слил» закрытую информацию, остается открытым.
Насилие
Принцип признания, как «королевы улик», широко применяемый в годы сталинских репрессий, нашел своих адептов в современной Украине. Насилие, в том числе и сексуальное, практикуется как «неизвестными в масках», так и вполне легальными сотрудниками СБУ. В докладе речь идет в основном об угрозах, но и об их реализации тоже кое-что есть. В частности, как установлено комиссией, боевики из «Айдара» и «Донбасса» совершили групповое изнасилование психически больного гражданина. Угрожая подобными же действиями, в мае прошлого года двух женщин принудили оклеветать жителя ПГТ Авдеевка и записали это «признание» на видеокамеру. Примеров слишком много, чтобы мировая общественность продолжала игнорировать эти вопиющие факты.
Цифры
Комиссия ООН разбиралась со случаями нарушения прав человека, произошедшими в хронологических рамках с середины марта прошлого года по февраль текущего. Из доклада ясно, что члены территориальных добровольческих батальонов совершили:
- убийств – 11;
- пыток и издевательств – 12;
- похищений людей – 27;
- эпизодов бандитизма – 6;
- присвоений транспортных средств – 18
Ими были созданы 29 организованных преступных группировок. Задержаны 622 человека, из них обвинение военной прокуратурой предъявлено только 381. Приговоры вынесены 272 военнослужащим и добровольцам. При этом следует учитывать, что далеко не во всех случаях преступлений уголовные дела вообще заводились.