Запустится ли производство моделей воздушного такси: успех проекта eVTOL находится под сомнением
Несколько хорошо финансируемых стартапов, некоторые из которых поддерживаются крупными авиационными и автомобильными компаниями, выполнили испытательные полеты самолетов с электрическим вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL).
В связи с такой верой в летающее такси крупных игроков авто- и авиаиндустрии, возникает ряд вопросов. Могут ли производители убедить нас, что их самолеты безопасные и достаточно тихие, чтобы регулярно летать над нашими домами и школами? И будут ли они просто премиальным сервисом для путешествий или средством общественного транспорта с потенциалом изменить наш образ жизни в лучшую сторону?
Какими могут быть летающие такси?
Существует три основных класса транспортных средств: бескрылые "мультикоптеры", которые лучше всего подходят для коротких поездок и полагаются на роторы как для вертикального, так и горизонтального перемещения; гибриды, которые используют роторы для зависания и крылья для более эффективного полета; и более сложные системы "векторной тяги", которые имеют крылья и вентиляторы или пропеллеры и могут поворачивать свои генераторы тяги.
Основные минусы
Из неудобств такого транспорта стоит выделить то, что услуги летающего такси будут выполняться между взлетно-посадочными площадками или "вертипортами", а не начальными точками вылета и конечными пунктами назначения пассажиров. К тому же такое такси маловероятно станет когда-нибудь достаточно тихим, чтобы летать над городом.
Дорогая услуга
"Поначалу это будет услуга премиум-класса для бизнесменов", - говорит Уорик из Aviation Week. Однако есть способ снизить стоимость этой услуги - летать без пилотов, наблюдая за самолетами из диспетчерских центров на земле. Uber ожидает, что самолеты смогут летать без пилотов примерно через десять лет.
Промышленные энтузиасты не думают, что внедрение eVTOL окажет значительное влияние на заторы на автодорогах в течение нескольких лет, но они верят, что могут сыграть свою роль в более долгосрочной перспективе. "Наземная инфраструктура просто не успевает за растущей урбанизацией и вызванной ею перегруженностью", - говорит Майкл Червенка, генеральный директор Vertical Aerospace, стартапа в Бристоле.
Воздушное такси сможет снизить численность населения в крупных городах
Также некоторые производители считают, что эта технология может внести позитивные изменения в наш образ жизни. "Если люди смогут передвигаться намного быстрее, мы сможем раскрыть большой потенциал для жизни в средних городах, которые сегодня рассматриваются как второстепенные, - говорит Ремо Гербер, главный коммерческий директор компании Lilium. - У eVTOL есть потенциал, чтобы уменьшить количество жителей в крупнейших городах и предоставить людям возможность жить и работать по-новому".
Насколько технология безопасна?
Убедить пассажиров в том, что технология безопасна, является, вероятно, самой большой проблемой, стоящей перед отраслью. В июле прошлого года Европейский орган по безопасности полетов (EASA) опубликовал ряд условий для сертификации eVTOL. Для работы над городскими районами производители должны демонстрировать частоту отказов менее одного на миллиард летных часов - так же, как и у крупных коммерческих авиалайнеров. Чтобы достичь этого, они встраивают в свои конструкции резервные роторы, двигатели, аккумуляторы и системы управления полетом. К счастью для производителей, нормативное утверждение не будет включать в себя миллиард часов испытательных полетов.
Гербер из Lilium считает, что eVTOL безопасны для окружающей среды: "У наших самолетов будет такой же сквозной углеродный след, как и у электромобилей, но нам не нужны миллионы тонн бетона и стали для создания связей между пунктами назначения".
Это может быть правдой, но большие мощности eVTOL и необходимость частой работы, чтобы компенсировать затраты, означают, что они будут работать на более сильных батареях, чем автомобильные. Скорее всего, батареи понадобится менять уже через 12-18 месяцев, а литий-ионные батареи выделяют много CO2.