Трансформация женщин, обратная сторона дружбы и детско-родительские проблемы: сюжет, впечатления и актуальность сериала “Первый класс”

Сериал “Первый класс” вышел в конце мая в аккурат к “выпускному”, оставшись для многих без внимания. Он рассказывает о борьбе родителей за поступление их чад в элитную школу Северной столицы. Для тех, кто пропустил премьеру, сейчас – с началом нового учебного года – самое время, чтобы его посмотреть. Проект уже назвали российским ответом американскому сериалу “Большая маленькая ложь”. В нашей стране другая система образования и отношение к учебе, но неизменным остаются родители и их искреннее желание дать своему ребенку самое лучше. Давайте узнаем, каким получился сериал “Первый класс” (2024) и в чем его небанальность.

Необычный контекст школьной тематики

Написала сценарий и выступила режиссером Светлана Самошина, поставившая призовой “Край надломленной луны”. Повествование рассказывает о трех закадычных подругах, когда-то вместе учившихся на филологическом факультете. Во взрослой жизни они вынуждены работать там, где приходится, а нереализованные мечты так и остаются таковыми. Судьба сводит девушек за общим делом – попыткой пристроить своих детей в гимназию “Культурное наследие”, за которой, по слухам, “стоит будущее образования”. Подруги поначалу весело проводят вместе время, делятся личными секретами, но после вступления в борьбу за место в гимназии их дружба уже не кажется такой настоящей.

Три девицы как-то раз…

Для Ани (Юлия Хлынина) место дочери в элитной школе является лишним поводом укрепить семейные позиции в глазах общественности. Еще бы, ее супруг (Артем Быстров) – следователь в местной милиции, а сама она рьяно мчит к высокой должности, связанной с культурой Петербурга. Все просто – если мама сядет в долгожданное кресло, то и дочь должна соответствовать ее статусу.

Таня (Марина Васильева) в одиночку занимается воспитанием дочери и уже готова на любую рядовую школу для девочки, если бы в ее жизни не появился бывший муж (Никита Ефремов), подобравший ребенку элитную школу в Москве. Сама Таня поначалу предстает слабохарактерной героиней: она вынуждена подрабатывать барменшей, а издательства в очередной раз только обещают ей опубликовать роман, который получается у нее с трудом. Место в гимназии для дочери Таня рассматривает исключительно как возможность утереть нос бывшему мужу.

Лена (Анна Чиповская) мечтает завести ребенка, вот только ее богатый муж (Ростислав Бершауэр) не горит желанием вновь становиться отцом. У него уже есть сын, которого воспитывает Лена, и которого он мечтает отдать в спорт. Мать мальчика (Александра Ребенок) занята воспитанием другого, только что родившегося ребенка, потому Лена единственная, кому интересна его судьба. Попытки устроить мальчика в гимназию обусловлены тем простым фактом, что она располагается ближе всех к их дому.

И конечно, мало кто интересуется, чего хотят сами дети, ведь родители лучше знают, что тем нужно – вот основа, на которой строится сюжет сериала “Первый класс”.

Баланс взрослых и детей

Проект внешне напоминает культовые голливудские сериалы “Секс в большом городе” и “Большая маленькая ложь” и, к счастью, не оставляет наших героинь на вторых ролях, а выводит на первый план, погружает в эпицентр событий, делая главными лицами повествования. Авторы дают возможность героиням повзрослеть вместе с их подрастающими детьми, ведь трансформация персонажей – это всегда интересно для зрителя и актера. Так, одна героиня становится расчетливой мамашей, вторая избавляется от ярлыка нелюбимой мачехи, а третья оставляет на минуту карьеру, чтобы понять ценность семьи.

Интересно наблюдать и трансформацию детей – спасибо авторам, что не рассматривают их отдельной составляющей сюжета. София (Марта Евстигнеева) оказывается умнее и рассудительнее своих родителей. Соня (Алиса Руденко) отлично разбирается в психологии взрослых и верно интерпретирует правду жизни. Наконец, Петя (Илья Кондратенко) контролирует эмоции и неожиданно готов выступить в роли примирителя своих отца и мачехи. Юные актеры сериала “Первый класс” очень гармонично вписались в компанию взрослых. Авторы неспроста выводят сложные отношения родителей и детей, словно говорят, что с последними все в порядке. Стоит ли тогда родителям так убиваться из-за места в гимназии? Да! Ведь это уже вопрос принципа.

Не только главные герои

Сериал включает много второстепенных персонажей, имеющих непосредственное отношение к происходящему, а в какие-то моменты именно эти люди двигают сюжет на следующий уровень. Основной похвалы заслуживают Елена Лядова и Михаил Тройник. Для актеров это нехарактерные образы: начальница отдела культуры и директор “Культурного наследия”, тяготеющие к коррупционным схемам, умудряются оставить большой след во всем повествовании.

Без референсов не обошлось

То, как вчерашние выходцы детских садов попадают сегодня в школу со всей сложной системой подачи заявлений, очередности и льгот, существенно отличается от системы 2000-х, и уж тем более от советских времен, когда все было намного проще. Потому зрителям старшего поколения фильм напомнит добрую “Большую перемену”, где учителя всячески стремились помочь своим нерадивым школьникам. В “Первом классе” главная родительская цель достигается известным средством “на войне все средства хороши”, добавляя в сюжет нотки триллера и даже детективной линии. При этом создатели не забывают о трагикомедии, представляющей сложности дружбы и обратную сторону счастливых детско-родительских отношений.

Как заканчивается дружба

“Первый класс” – сериал женский: создан женщинами и для женщин. Главные героини получились непохожими, но с твердым убеждением, почему их ребенок должен попасть в элитную гимназию. Женская дружба лежит в основе сюжета, а сами героини занимают определенный типаж: карьеристка, коренная жительница Петербурга, несчастная жена миллионера. Примечательно, что дружба не представлена исключительно с положительной стороны. Еще вчера девушки-подружки бродили по прекрасному городу (красоты Питера – еще один плюс сериала!), а сегодня плетут интриги. Авторы словно говорят: ничего не поделать, так устроены женщины. Главное, что все поступки совершаются ради детей.

Трудности отношений

Сериал “Первый класс” ("Лордфильм" – одна из площадок, где его можно посмотреть) смело демонстрирует, как нужно и не нужно воспитывать детей. Баланс между детьми и родителями нарушается последними, когда те буквально давят на своих чад. К примеру, Петя пытается смириться с решением отца, что он должен заниматься греблей. Мальчик не осмеливается рассказать о боязни воды, чтобы не лишать отца иллюзий.

Аня, сама испытывающая неудовлетворение от несбывшихся желаний, ждет успеха от дочери. Взрослые предстают равнодушными, порой чужими людьми, которые не хотят даже поинтересоваться, что волнует не их самих, а детей. О чем хотят сказать создатели? О том, что этим повзрослевшим детям предстоит поработать над своей травмированной психикой.

Ложь и другие приятности

Отзывы о сериале “Первый класс” подтверждают все ожидания от проекта: сюжетные линии, наполненные драматизмом, понятная и правдивая история, прекрасный город, а также интриги и предательства, каким-то образом умещающиеся во всем этом. Просмотр сериала может показаться предсказуемым, но паутина лжи, в которую подруги запутывают себя сами, не дает скатиться ему в банальщину. “Первый класс” рассчитан на взрослую аудиторию – родителей, кому сюжет покажется знакомым. И конечно, экранное противостояние Чиповской, Хлыниной и Васильевой не может не порадовать визуально.

Комментарии