Двойка по истории: ошибки Васнецова в картине «Богатыри», о которых знают не все
Работники исторического музея долгие годы разрешали Виктору Васнецову использовать старинные доспехи из запасников, и на протяжении 27 лет создания картины мастер вольно перемешивал не только краски, но и исторические события, времена и образы. Вы думаете, что в работах знаменитых художников все правильно и именно так, как должно быть? Тогда пришло время развенчать этот миф и взглянуть на популярную картину "Богатыри" под историческим углом. Что же не так с этим шедевром, и о чем вам никогда не расскажут искусствоведы? Сегодня мы обратим ваше внимание на ошибки, которые допустил Васнецов при написании известной картины.
Настоящее название
В первую очередь стоит сказать, что, вопреки распространенному мнению, картина называется вовсе не "Три богатыря", а просто "Богатыри". По задумке художника, в образах Алеши Поповича, Ильи Муромца и Добрыни Никитича заложены обобщенные черты всех, кто защищает русскую землю, а не определенные исторические личности. А ведь при мысли о трех богатырях у каждого из нас в памяти невольно всплывают имена доблестных воинов. Именно поэтому картина получила такое название.
Илья Муромец, мальчик и старик
Если за основу произведения брать центральный образ - Илью Муромца из давних русских былин, то на фоне его изображения на картине Васнецова Добрыня Никитич должен быть уже стариком, а Алеша Попович - совсем юнцом. Конечно же, благодаря мастерству художника на картине можно с легкостью увидеть разницу в возрасте знаменитых богатырей, но она совершенно не соответствует действительности, если соблюдать историческую достоверность.
Колпак Добрыни и шишак Ильи
Голову Ильи Муромца украшает шишак, который впервые упоминается в летописях еще в четырнадцатом столетии, правда, популярным он стал лишь в шестнадцатом веке. А на Добрыне Никитиче можно увидеть греческий колпак, который Васнецов писал с экспоната тринадцатого столетия. Во времена богатырей он считался настоящей реликвией, некогда принадлежавшей отцу Александра Невского, и уж точно не мог достаться воину даже княжеского рода. Кстати, колпак по сей день хранится в московской Оружейной палате.
Крест вместо ножа
Согласно давним былинным сказаниям, на кресте у Добрыни был булатный нож, которым он и убил Змея, разрушавшего города и деревни. А вот на картине "Богатыри" на груди воина красуется вовсе не булатный нож, а крест. Это что-то вроде энколпиона, в котором частенько хранились мощи и реликвии, оберегавшие путников в дальних походах. Конечно, можно предположить, что в нем находилась горсть земли, которая, по сюжетам мультфильмов, подпитывала силы богатыря. Но все дело в том, что в народных преданиях нет ни слова о таинственной связи Добрыни с землей.
Гривна на шее
Алеша Попович считается одним из самых противоречивых персонажей в русских народных сказаниях. На самом деле он не является полностью положительным героем. Ведь он рассказывает о смерти своего названного брата Добрыни только для того, чтобы жениться на его супруге Настасье.
Алеша является самым молодым богатырем в этой троице, но на его шее уже висит золотая гривна - так называется награда, которую русские дружинники получали от князя в X–XI столетиях. Может быть, художник дал своему персонажу такое украшение, опираясь на одну из версий, по которой прототипом богатыря был боярин из Ростова Александр Попович.
Несовпадение времен наиболее отчетливо видно при одновременном рассмотрении золотой гривны на шее богатыря и его доспехов - юшманов, первые упоминания о которых датируются шестнадцатым столетием.
Меч на боку
Не менее интересно и вооружение Алеши Поповича. В руках богатыря находится сложный лук, а на боку его красуются ножны с мечом. Но дело в том, что русские стрелки носили чехлы с луком слева, а колчан со стрелами - справа. Исключение составляли только левши. Однако, судя по тому, что меч у Алеши висит справа, он правша. Тогда почему колчан находится слева? Видимо, Васнецов сильно увлекся написанием своего шедевра и создал персонажу серьезные проблемы в бою.
Но как бы там ни было, полотно "Богатыри" считается визитной карточкой художника. При написании картины он не просто так позволил себе такую вольность, как смешение разных эпох. Для Васнецова три богатыря представляют собой собирательный образ славянского характера и русского духа, и он изобразил их так, как видел сам.