Влад Бумага или адмирал Ушаков: на кого равняться нашим детям

Во времена СССР кумирами девчонок и мальчишек были пионеры-герои, люди, совершавшие военные подвиги, писатели, ученые и космонавты. То есть те, за кем стояли реальные дела, реальные заслуги перед обществом. Сегодняшние кумиры молодежи - это, по большей части, блогеры, которые известны тем, что известны. В основном это молодые ребята и девушки, которые не имея особых талантов, но и без особых связей, смогли прославиться и заработать миллионы. Именно они являются примером для подражания. С чем это связано и на кого на самом деле должно ориентироваться подрастающее поколение?

Забытые герои

Федор Филиппович Конюхов, весьма разносторонний человек, известный в качестве путешественника, писателя, художника и священника, принадлежит к старшему поколению, у которого были герои, отличные от героев современной молодежи. В своей книге под названием "Великие победы Адмирала Ушакова" он пишет:

У каждого человека должны быть герои, на которых ему бы хотелось походить. Для меня одним из таких героев еще с детских лет стал наш великий флотоводец, непобедимый русский адмирал Федор Федорович Ушаков. Удивительного тут ничего нет: ведь я уже в детстве точно знал, что обязательно буду моряком и путешественником. А на кого еще равняться будущему мореходу, как не на самых славных капитанов и адмиралов?

Сегодня многих родителей волнует вопрос: на кого нужно равняться нашим детям? Если вести речь о военных, выдающихся полководцах и флотоводцах, то с этим очень сложно, потому что ребята зачастую не имеют о них никакого понятия. И это несмотря на то, что в школе они изучают историю. Многие из них не знают, кто такой Суворов, Жуков.

Игнорирование истории

И это неудивительно, если учитывать тот факт, что школьная программа предусматривает всего семь часов на изучение ВОВ. И как же сюда вписать различные экскурсии, походы по местам боевой славы, которые, безусловно, дают больше возможностей для того, чтобы лучше прочувствовать, пережить подаваемый материал?

А при том, что жизнь идет вперед и в новых учебниках будут описываться новые события (что, конечно, тоже очень важно), подвиги наших героических предшественников будут освещаться все меньше и меньше, отходя на второй план. А, значит, школьники будут все меньше знать о настоящих героях и искать их в современном информационном пространстве, что, собственно говоря, и происходит сейчас.

Общие критерии привлекательности

Итак, в наши дни примерами для подражания нередко являются люди, добившиеся финансового успеха, которые у всех на слуху. Посредством социальных сетей за их жизнью, которую они превращают в реалити-шоу, можно следить 24/7. Универсальную логику, которая движет подростками, выбирающими себе кумиров, отследить сложно, но выделить ряд общих критериев все-таки можно:

  • Данная медийная личность - неотъемлемая часть мейнстрима, пользующаяся популярностью и обожаемая сверстниками.
  • Она обладает преимуществами, в которых подросток ощущает дефицит. Это материальная обеспеченность, авторитет, уважение, признание заслуг, определенные личностные качества и умения.
  • Ее внешний вид вписывается в стандарты красоты, одежда либо соответствует модным трендам, либо отличается эпатажностью.
  • Проявляет бунтарский дух, ведет себя независимо, дерзко, нарушает правила.
  • Пропагандируемые этой личностью идеи близки и понятны.
  • Увлечение этим индивидуумом позволяет быть принятым в ту или иную компанию сверстников.

Когда подросток ориентируется на такую медийную личность, он может искать в ней или лучшую версию себя, или делать попытку приобщения к чему-то заведомо недостижимому. Иногда преклонение перед какой-либо известной персоной является следствием того, что мальчик или девочка не удовлетворены своей жизнью, связаны ограничениями, запретами, не уверены в себе, конфликтуют с родителями.

Сегодняшние кумиры молодежи

Среди наиболее известных можно назвать, например:

  • Даню Милохина, в целом являющего собой положительный образ парня с тяжелой судьбой, который поверил в мечту и сделал себя сам и теперь зарабатывает миллионы. Он рассказывает о своем детстве, о проблемах, о преодолении вредных привычек. В пику ему ставится разве что недостаток образования, но он такой, какой он есть, без особых претензий.
  • Влада Бумагу, бывшего профессионального хоккеиста, оставившего спорт из-за травмы. Он специализируется на развлекательном контенте - челленджах, несложных трюках, не делая ставки на эпатаж и обсценную лексику, подобно многим другим интернет-героям. Ведет здоровый образ жизни, рассказывает о важности дружбы.
  • Алишера Моргенштерна, рэп-исполнителя и шоумена, отрицательного персонажа, провокатора, опровергающего семейные ценности и пропагандирующего асоциальный образ жизни. Но в то же время принимающего активное участие в благотворительных проектах.
  • Клаву Коку, настоящее имя которой Клавдия Высокова, поп-певицу, автора песен и телеведущую. Поддерживает образ смелой, дерзкой, но при этом нежной девушки, внешне приверженной эстетике девяностых. Основной темой песен Клавы являются любовь и романтические отношения.
  • Валю Карнавал, она же Валентина Карнаухова, девушку из бедной семьи, часто рассказывающую о травле в школе и колледже из-за тяжелого материального положения. Валя демонстрирует танцы, спортивные занятия и поет песни о любви. И хотя ее вокальные данные оставляют желать лучшего, песни становятся хитами.

Че же эти персонажи интересны современной молодежи?

Что привлекает современных подростков

Как видим, здесь представлены разные персонажи, но всех их без исключения объединяет небывалый финансовый успех, что, конечно, привлекает в них подростков. Он пришел к ним за короткое время и теперь они, не обладая выдающимися талантами, а просто, например, танцуя и открывая рот под музыку, зарабатывают большие деньги.

Кроме того, они представляются их аудитории открытыми, доступными, всегда присутствуя в смартфоне. Таким образом, в них молодые люди из простых семей, которые ограничены в расходах, видят образец для подражания, а блогерство воспринимают как путь к богатству, альтернативный традиционному, предполагающему учебу и упорный труд.

В чем отличие от настоящих героев

Раньше подростки в качестве кумиров воспринимали космонавтов, военных, ученых, артистов. То есть это были люди, представлявшие ту или иную профессию, в рамках которой они приносили реальную пользу обществу, делали что-то выдающееся, совершали трудовые, ратные, творческие подвиги. Потому что в социалистическом обществе это было одной из основных ценностей.

Сегодня мы живем в информационном обществе, которое устроено таким образом, что в нем знаменитостями становятся персоны, которые в принципе ничего особенного, глобального не совершили. Например, можно прославиться, взяв интервью либо у совершившего что-то выдающееся человека, либо у такого же индивидуума, ставшего известным широкой аудитории по какой-то незначительной причине.

Новая ценность информационного общества

В современном обществе известность становится самостоятельной ценностью. О некоторых медийных лицах в шутку говорят: "Он известен тем, что он известен". То есть сам по себе этот человек не является выдающейся личностью, но смог "засветиться" в информационном пространстве перед широкой аудиторией и начинает снимать сливки, становясь успешным и обеспеченным человеком.

Как получить такую известность сегодня? Можно, как уже сказано выше, эксплуатировать чужую известность. Можно искусственно накручивать количество просмотров, чтобы привлечь рекламодателей, можно прилюдно обнажиться, рассказать вещи, которые раньше считались неприличными или оскорбительными, были недопустимыми.

В конечном счете средство, с помощью которой достигается известность, уходит на второй план. Главное - получить эту самую медийность, которая сегодня является капиталом. И это данность, с которой можно соглашаться или бороться с ней, но ее следует принять.

Чему же учить детей

В качестве ответа на этот вопрос хочется привести слова детского писателя Валентина Юрьевича Постникова. Когда у него однажды спросили, чему нужно научить ребенка в первую очередь, он сказал:

Не бояться книжки. Потому что современный ребенок, если в борьбу вступают мобильный телефон и книжка, то книжка проигрывает мобильному телефону, и дети зачастую просто боятся книжки. Им кажется, что книжка - это что-то нудное, скучное, ужасное. А мобильник - это весело, здорово, легко и просто. И вот задача родителей современных - рассказать ребенку, что читать это здорово, что читать это увлекательно и ничем не хуже, чем играть целыми днями в мобильный телефон.

При этом Постников отметил, что его задача как писателя, чтобы ребенок, который читать не любит, взял его книжку, и всерьез увлекся ею, а не бросил после первой же страницы или после первой главы.

Комментарии