Спидкубинг для школьника. Развлечение или реальная польза?

Кубик Рубика представляет собой механическую головоломку, пользующуюся бешеной популярностью в разных уголках планеты. Удивительным является факт того, что эта популярность все возрастает в продолжение полувека. Будучи названной в честь ее создателя, она продолжает продаваться с большим успехом.

Примечательно, что этой игрушкой интересуются люди всех возрастов. Особенно она привлекает тех, кто так и не проник в ее секрет. Привлекательность данной головоломки состоит не только в том, что доставляет удовольствие, связанное с процессом сборки, и радость от получения результата.

Дело в том, что она еще приносит пользу школьникам, так как является развивающей. Благодаря ей развивается мелкая моторика рук, а также улучшается память, приобретается умение мыслить логически наряду с пространственным воображением. Кроме того, дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Сборку кубика Рубика называют спидкубингом или спидсолвингом.

Не только развлечение, но и вид спорта

Интересно, что сегодня спидкубинг не рассматривается просто как хобби. Со временем это занятие трансформировалось в вид спорта. Его суть состоит в том, чтобы быстрее других собирать кубик Рубика. Соревнования по такому виду спорта идут во всем мире. При этом у них большое количество зрителей.

Существует Всемирная ассоциация кубиков, сокращенно WCA. В соответствии с ее положениями, в спидкубинге выделяется семнадцать дисциплин. Среди них речь идет, например, о сборке:

  • одной рукой;
  • на время;
  • с наименьшим числом ходов;
  • с завязанными глазами.

Участниками соревнований практикуются разные методики в целях составления цветных граней кубика. Они сходятся в стремлении завершить сборку за считанные секунды.

Основные методы спидкубинга

Количество возможных комбинаций с цветами на кубике Рубика огромно, оно достигает 43 квинтиллионов. Если последовательность действий будет рассчитана правильно, появится возможность составить кубик лишь за двадцать ходов.

Методы сборки подразделяются на два вида. Первый из них предназначен для начинающих, а второй – для тех, кто осуществляет скоростную сборку.

В первой разновидности присутствует меньше формул для более легкого запоминания. Но при этом и скорость сборки будет невысокой. Тогда как скоростная сборка обусловлена использованием большого числа формул. Головоломка решается тем быстрее, чем больше алгоритмов задействовано при расчете последовательности ходов.

Из истории развития спидсолвинга

Изобретение кубика Рубика относится к 1974 году. Головоломка носит имя своего создателя. Речь идет о венгерском архитекторе Эрне Рубике. Она довольно сложная и быстро приобрела популярность в мире в качестве игрушки, призванной развивать логику и пространственное мышление школьников.

Но лишь в начале двухтысячных спидкубинг преобразовался в вид спорта, востребованный во всех уголках планеты. Сейчас соревнования, предполагающие скоростную сборку куба, проводятся во всех странах на регулярной основе.

Первые состязания международного уровня были проведены в 1982 году. Это событие состоялось в Венгрии, в Будапеште. Его организатором была Всемирная организация кубиков. С того момента под ее эгидой каждый год проходят чемпионаты мира по спидкубингу с участниками из разных государств.

В процессе скоростной сборки применяются не только уже опробованные способы и алгоритмы, но и те, которые спортсмены разрабатывают самостоятельно. Они основываются на интуиции и на приобретенном опыте.

Рассмотрим, в чем состоит польза спидкубинга для подрастающего поколения, какие ценные умения и навыки он развивает.

Логика, пространственное мышление

Когда ребенок или подросток пытается решить головоломку, придуманную в Венгрии, это явно идет на пользу формированию у него логического мышления. А также попутно развивается и его воображение. Потому что, если отсутствуют навыки последовательного мышления, планирования своих действий и нахождения оптимальных решений, успешное осуществление спидсолвинга будет весьма проблематичным. А ведь все перечисленные навыки важны не только в учебе, они пригодятся и в жизни.

Концентрация внимания, самодисциплина

Для улучшения результатов в спидкубинге необходимо тренироваться на постоянной основе. Но не всегда этот путь оказывается удачным. Поэтому нужно научиться концентрации внимания и самодисциплине, которые в любых областях деятельности помогают достигать успеха.

Мелкая моторика

Она, безусловно, развивается в процессе сборки кубика Рубика. Ведь для этого нужно быстро работать и пальцами, и кистями. Но, кроме того, опосредованно оказывается еще и положительное влияние на развитие дикции, речи в целом. Потому что управление всеми указанными функциями управляет один отдел мозга.

Снижение уровня стресса

Занятия спидсолвингом способствуют снижению уровня стресса. Когда индивидуум задумывается о последовательности своих действий, над схемами, он тем самым переключает внимание, отвлекаясь от негативных мыслей. А когда задействуются моторные функции организма, снижается выделение кортизола, который усугубляет стрессовое состояние. В случае успешного решения головоломки или установления нового личного рекорда школьник испытывает гордость и другие положительные эмоции.

Стрессоустойчивость, навыки управления временем

В процессе проведения соревнований спортсмены испытывают сильное эмоциональное давление. И это очевидно, поскольку исход дела решает каждая секунда. Понятно, что в подобной ситуации необходимо сконцентрироваться, сохранять спокойствие, четко просчитывать каждое действие. Как следствие, игроки тренируют навыки тайм-менеджмента, учатся мгновенно принимать решения и действовать в обстановке стресса.

Творческое мышление

Стремясь показать высокие результаты в соревнованиях по спидсолвингу, спортсмены изобретают новые алгоритмы и схемы для скорейшего решения головоломки. Они прибегают к экспериментированию с комбинациями способов сборки, ища нестандартные решения и новые подходы. Все это стимулирует творческое мышление.

Помимо прочего, занятия спидкубингом является отличным способом знакомства с новыми людьми. В процессе коммуникации появляются единомышленники, друзья, происходит обмен знаниями, опытом, человек совершенствуется, достигает новых высот в этом увлекательном хобби.

Подтверждено исследованиями

Ученые из Соединенных Штатов Америки провели ряд исследований, которые подтвердили положительное влияние занятий спидкубингом на способность к решению проблем. В частности, такой вывод был сделан педагогами и психологами, которые организовали использование кубика Рубика на уроках математики восьмиклассниками.

Кроме того, было указано на то, что у подростков значительно повысился уровень самоэффективности, как и уровень удовлетворенности процессом образования. Но интерес к математике в процессе эксперимента отмечен не был.

Согласно другому исследованию, собирание кубика Рубика положительно повлияло на совершенствование речевых навыков, а также на формирование пространственного и творческого мышления.

Было подтверждено и развитие аналитического мышления, и логического, и повышение концентрации внимания с самодисциплиной. То же самое касается и навыков управления временем, и снижения стрессоустойчивости, и повышения настроения, и обретения новых друзей.

Таким образом, утверждения о большой пользе спидкубинга для школьников — это научно обоснованные выводы, а отнюдь не досужие рассуждения дилетантов.

Комментарии