Почему неговорящие дети не понимают обращенной речи: спрашиваем у логопеда

Если ваш ребенок откликается на имя иногда, если он выполняет ваши просьбы только по настроению и если он идет на контакт с другими людьми, только когда хочет, это повод хорошо подумать. Давайте вместе разберемся почему. Наш мозг устроен так, что, если у человека есть какая-то функция, она не может работать в стиле елочной гирлянды, то включаясь, то выключаясь. Значит, если мы наблюдаем симптомы, описанные выше, у ребенка проблемы с пониманием речи. Логопед, нейропсихолог Наталья Шишкина объяснила, почему неговорящие дети не понимают обращенной речи.

Функция самоконтроля развивается к семи годам

Первое, что нужно понять, - что ребенок раннего возраста не может решить, когда он будет слушаться, а когда - нет. Так же как и не может сформулировать четкую стратегию, с какими детьми он будет общаться, а с какими - нет. Поэтому, когда мамы утверждают, что ребенок не выполняет просьбы из-за своего характера или общается по желанию, они не совсем понимают, о чем говорят. Почему? Да потому что функция самоконтроля развивается у ребенка к 7 годам.

До семилетнего возраста ребенок отвечает нам и выполняет инструкции на базе того опыта, который он получил, без своего мнения. Мнение малыш может составить ближе к школьному возрасту, и то не всегда.

Как формируется понимание обращенной речи

В лобной доле находится центр воспроизведения устной речи. Затылочная часть отвечает за понимание обращенной речи. То есть, когда человек услышал слово, затылочный центр его обрабатывает, декодирует и отправляет в лобную часть ответную реакцию. А там создается ответ.

Но затылочная и лобная часть не висят в воздухе, между ними находится позвоночник или шея. Именно здесь находятся предпосылки для формирования речи. Все, что сформировалось внутриутробно и на первом году жизни. И зачастую при непонимании речи проблема заключается в затылочной части головы и в шее. Любой невролог и психофизиолог скажет, что шея - это не только та часть, которая крепит голову к туловищу. Здесь происходит очень много важных процессов.

Ребенок не понимает речь - значит, он глухой?

Это самый частый вопрос от родителей. Если ребенок не понимает речь, значит, он не слышит? Он глухой? Нет, это не так. Умение слышать - это работа нашего уха. То есть звук в ухо поступил, он был зафиксирован и передан дальше. Но внутри головы этот звук должен пройти декодирование и попасть в затылочную часть. То есть именно там он анализируется, дает мозгу понять смысл сказанного и отправляется в лобную часть для формирования ответа.

Соответственно, если мы идем к ЛОРу, чтобы выяснить, почему ребенок не реагирует на собственное имя, специалист ответит, что все в порядке. Это касается функционирования уха, и оно происходит. В случае если ухо не работает, то важная работа специалистов - кохлеарная имплантация и работа с сурдологами. В противном случае ребенок слышит, но не понимает услышанного.

Почему ребенок реагирует избирательно

Это распространенный вопрос родителей, который тоже требует ответа. Почему он на имя не реагирует, а если попросить принести пульт от телевизора или телефон, так он тут как тут? Это как раз и говорит о том, что ребенок не глухой. Если он не понимает обращенную речь, то ее с ним можно выучить. Взрослея, он "выцепляет" слова из речи и выучивает их смысл. И это важнейшие шаги при преодолении низкого порога понимания обращенной речи.

Проще говоря, с ним важно заниматься, регулярно и сразу по нескольким фронтам. Важно преодолевать проблемы затылочного характера, шеи, можно добавить физиотерапевтические процедуры, которые помогут.

Как проверить понимание обращенной речи

На самом деле существует несколько упражнений, которые помогут понять вам, есть ли понимание обращенной речи:

  • Простые указания. Попросите ребенка подать что-то или показать на какой-то предмет. Внимание: когда вы попросите подать мяч, не показывайте на него рукой. Мы очень часто совершаем эту ошибку, подсказывая взглядом, жестом, наклоном туловища.
  • Выбор из альтернативы. Предложите ребенку выбор из двух предметов. Например, это может быть мяч и кукла. Положите их на стеллаж и попросите ребенка принести один из них. Постепенно можно увеличивать количество предметов, усложняя задачу. Когда малыш уже подошел к предметам и занес руку, чтобы взять один, не торопитесь начинать хвалить за правильный выбор. Дайте ему время закончить мысль и принести вам именно то, что вы попросили. Так вы получите достоверные результаты.
  • Игры на понимание. Это те задачки, которым можно придать разные формы. Но ребенок должен следовать вашим устным инструкциям, чтобы успешно пройти игру от начала и до конца. Например, вы можете говорить: "Кати мяч", "Лови мяч", "Прыгай" и тому подобное.

Итак, вы провели диагностику и поняли, что понимание речи ребенка развито недостаточно хорошо. Что же делать после этого? Важно начать заниматься и преодолевать это недоразвитие. Понимание обращенной речи у неговорящих детей снижено. Проще сказать, у кого из неговорящих детей нет проблемы понимания речи, чем перечислять тех, у кого она есть.

Правила взаимодействия родителей с ребенком

Для успешного обучения важно создавать регулярную структуру в повседневной жизни ребенка. Это включает в себя создание рутин, например чтение книг перед сном или совместные игры. Дети лучше усваивают информацию, когда она представляется в контексте привычной деятельности. Так, выполнение однотипных занятий помогает закрепить новые слова и выражения.

Также необходимо поощрять активное взаимодействие. Ребенок может задавать вопросы или повторять услышанное, что способствует развитию его речевых навыков. Включение элементов игры в обучение делает процесс более увлекательным и эффективным. Используйте ролевые игры, где малыш сможет применять новые слова и фразы в контексте.

Важно помнить о том, что каждое "прикосновение" к языковым навыкам должно быть положительным и поддерживающим. Похвала за достижения, даже самые маленькие, укрепляет уверенность ребенка в себе и его мотивацию учиться. Искренний интерес и участие взрослого в обучении делают процесс более успешным.

Медицинская помощь

Важным этапом в диагностике рецептивного расстройства является также проведение различных тестов и обследований, позволяющих выявить уровень когнитивных функций и уточнить характер проблемы. Например, нейропсихологическое тестирование сможет более детально оценить память, внимание и другие ментальные процессы ребенка. Результаты такого тестирования помогут сформулировать более точные рекомендации для дальнейшего лечения и обучения.

После постановки диагноза и определения всех особенностей состояния ребенка специалисты составляют индивидуальный план реабилитации. В зависимости от степени выраженности расстройства, этот план может включать логопедические занятия, занятия с психотерапевтом и психиатром, а также специализированные образовательные программы. Работа с ребенком проводится комплексно и регулярно, чтобы обеспечить максимальную эффективность лечения.

Заключение

Очень важно, чтобы родители также активно участвовали в процессе реабилитации. Они могут получить специальные рекомендации от специалистов по развитию навыков общения и обучения. Родителям важно проявлять терпение и поддержку, работая над созданием позитивной и стимулирующей среды для ребенка. Постоянная обратная связь с врачами и педагогами позволит корректировать программу лечения и адаптировать ее под меняющиеся потребности ребенка, что в итоге приведет к наилучшим результатам в его развитии.

Комментарии