Лепка для детей - спасение при задержке речевого развития. Действительно ли лепить так необходимо

При нарушении речевого развития важно сначала обратиться к таким видам деятельности, как лепка. Для детей это легче, чем рисование. Лепка предоставляет ребенку возможность развивать мелкую моторику, что играет ключевую роль в формировании речевых навыков. Работа с глиной или пластилином активизирует не только пальцы, но и внутренние речевые механизмы, позволяя лучше осознавать движения, необходимые для произношения звуков. Это базовое занятие создает прочный фундамент для дальнейшего освоения рисования, которое требует более высоких когнитивных и артикуляционных навыков.

Игра и самовыражение

Лепка для детей должна быть направленным процессом. Создание цели имеет важное значение. Цель придает смысл и направленность деятельности, что способствует развитию уверенности в себе и чувства достижения. Когда ребенок лепит, он не просто играет, он учится выражать свои мысли и идеи, что напрямую связано с процессом речевого развития. Успехи в лепке могут мотивировать его к более активному использованию слов и фраз для обозначения своих произведений.

Начинать лепить стоит с простых форм и фигур, таких как шары и цилиндры. Это позволяет ребенку осваивать основные сцены и использовать воображение, позволяя постепенно переходить к более сложным предметам. Постепенное усложнение задач способствует развитию не только творческих способностей, но и языковых навыков, поскольку ребенок начинает учиться называть и описывать свои действия и созданные объекты.

Почему одни дети лепят сами, а других нужно учить

Лепка для детей - это любимое развлечение. Но для некоторых формирование навыка становится довольно сложной задачей. В отличие от обычных детей, которые могут сразу перейти к рисованию, дети с сенсорной алалией часто нуждаются в более длительном этапе работы с формами и текстурами. Через лепку они учатся выражать свои эмоции и идеи, а также развивают пространственное мышление. Этот процесс подготавливает их к последующим занятиям рисованием, где важно не только изображение, но и понимание композиции и цвета.

Ключевым моментом в обучении таких детей является создание комфортной и доверительной атмосферы, позволяющей им постепенно перестраиваться от практических занятий к более абстрактным формам самовыражения. Со временем, осваивая различные техники, они начинают применять полученные навыки в рисовании, что открывает им новые горизонты для самовыражения и коммуникации.

С чего начинаем лепить с ребенком

Начинать лепку стоит с подбора подходящих материалов, учитывая возраст и интересы ребенка. Важно, чтобы материал был безопасен и приятен в использовании. Первым делом стоит рассмотреть классический пластилин. Он является универсальным материалом, который подходит для детей практически любого возраста. Если он слишком твердый, то берите тесто для лепки для детей.

Для более старших детей отличным вариантом будет глина. Глина позволяет создавать более детализированные и сложные изделия, что помогает ребенку развивать усидчивость и терпение. Кинетический песок и соленое тесто – это материалы, которые также нашли свое применение в детской лепке. Соленое тесто легко приготовить в домашних условиях из обычных ингредиентов – муки, соли и воды. Лепка для детей - процесс очень творческий.

Если ребенок не понимает, зачем лепить

Дети с сенсорной алалией и некоторыми другими нарушениями могут просто не понимать, зачем им нужна пластилиновая лошадка или яблоко. Поэтому нужно ввести эту деятельность в реальную жизнь. Например, берем тесто и начинаем лепить печенье. Потом выпекаем и выкладываем в вазочку.

Для того чтобы начать лепить печенье, необходимо заранее подготовить все необходимые материалы. Возьмите специальную доску для лепки и стек. Доска должна быть достаточно большой, чтобы ребенок мог свободно работать, а стек должен быть удобным для маленькой ручки. Очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено, чтобы ребенок мог ясно видеть детали своей работы. Тогда лепка для детей станет отличным обучающим тренажером.

Покажите на примере, как можно формировать кусочки теста, придавая им разные формы и текстуры. Это не только развивает моторику, но и стимулирует речевое развитие, так как вы будете обсуждать с ребенком каждый этап процесса. Учите отщипывать, катать колбаску, давить, резать. Во время работы уделяйте внимание поддержанию позитивной атмосферы. Хвалите ребенка за старания, даже если результат не идеален. Обсуждайте с ним формы и названия фигурок, которые он лепит, стимулируйте его комментировать свои действия. Это поможет не только улучшить моторику, но и расширить словарный запас ребенка, а также развить его навыки общения и самовыражения. Лепка для детей имеет много преимуществ, она позволяет развлечься и усвоить массу слов и понятий.

Сила сжатия: контролируем в игре

С печеньем мы отрабатываем начальный этап. Потом можно перейти к пластилину. Объясним, что мы будем делать "колбаски", и покажем, как сжимать пластилин, чтобы придать ему нужную форму. Далее уделим внимание созданию первой фигуры из пластилина. Это не только делает задание осмысленным, но и мотивирует ребенка к дальнейшим действиям. Выберем простую и знакомую ребенку фигуру, например солнце или гусеницу. Вместе с ребенком сформируем фигуру, попутно объясняя каждый шаг. Если ребенок испытывает трудности, мы аккуратно направим его руки, показывая необходимое усилие для сжатия пластилина. Постепенно он начнет лучше чувствовать материал и понимать, как изменяется форма при различной силе давления. Лепка из пластилина для детей становится прекрасным занятием для обучения.

Когда ребенок освоится с созданием фигуры, мы можем переходить к обучению сравнению размеров. Покажем два кусочка пластилина и объясним, что один из них будет большой "колбаской", а другой - маленькой. Сначала самостоятельно сделаем обе "колбаски", чтобы ребенок мог видеть разницу. Затем предложим ему повторить наши действия, помогая при необходимости. Постепенно усложняем задачу, добавляя сравнение длинных и коротких предметов. Например, сделаем длинную и короткую "колбаску", предложив ребенку самому сравнить их и назвать различия. Лепка из пластилина для детей - волшебный инструмент.

Изучаем глаголы

Использование пластилина для создания дорожек и следов является отличным инструментом для тренировки употребления глаголов. Ребенок лепит маленькие фигурки животных или людей, а затем с помощью взрослого создает дорожки, вдоль которых эти персонажи будут передвигаться. Например, можно слепить собачку и показать, как она "идет" по дорожке. В ходе такой игры ребенок слышит и повторяет глаголы "идет", "бежит", "прыгает", "ползет". Таким образом, навыки употребления глаголов закрепляются через совместную деятельность и зрительно-двигательные образы.

Особое внимание следует уделить контексту, в котором используются глаголы. Создавая сюжетные линии, взрослый помогает ребенку не только заучивать отдельные слова, но и понимать их значение в разных ситуациях. Можно разнообразить задания, создавая несколько дорожек с разными действиями. Например, одна дорожка может быть предназначена для тихого движения, другая — для быстрого, а третья — для прыжков. В процессе ребенок учится различать действия и соответствующим образом называть их. Занятия лепкой для детей можно использовать очень часто, по любой тематике.

Часть и целое - важный момент коррекционной работы

Лепка важна как один из методов при речевой работе, так как через этот процесс ребенок развивает не только мелкую моторику, но и когнитивные навыки, включая память и внимание. Занятия лепкой для детей способствует также формированию навыков наблюдения и аналитического мышления. Ребенок учится выделять главные и второстепенные элементы, связанные с процессом лепки, анализируя свою работу и работу других.

Делим целое на части и создаем из частей целое — это принцип, который гармонично вписывается в процесс лепки и речевое развитие. Деление на части помогает ребенку понять структуру объекта, будь то фигура животного, человека или какого-то другого предмета. Он учится видеть составляющие части, понимать их взаимосвязь и последовательность. Каждая маленькая деталь, созданная руками ребенка, становится шагом к формированию целостного образа, стимулируя его речь через описание и обсуждение того, что он делает.

Не отбивайте желание лепить

То, что ребенок не любит лепить, может иметь множество причин. Одной из наиболее распространенных причин является то, что задания, которые ему дают, могут быть слишком сложными для его текущих возможностей.

Еще одной причиной может быть недостаток интереса к самой деятельности. Ребенок может не видеть смысла в лепке или не находить в этом увлекательного занятия. Чтобы стимулировать его интерес, стоит обратить внимание на его предпочтения – возможно, ему будет интересно лепить конкретных персонажей, любимых животных или предметы, связанные с его хобби.

Также немаловажным фактором является поддержка и похвала со стороны взрослых. Если ребенок чувствует, что его усилия не оцениваются, он может потерять мотивацию. Наконец, нельзя недооценивать влияние физического комфорта. Ребенку может быть неудобно работать с определенным материалом из-за его текстуры, плотности или запаха.

Комментарии