Развитие мелкой моторики - главное при запуске речи? Как влияют рисование, лепка и аппликация на речь ребенка

Изобразительное искусство является мощным инструментом для психического и речевого развития ребенка. Рисование, лепка и аппликация способствуют развитию мелкой моторики, что непосредственно влияет на способность ребенка к ясной и четкой речи. Процесс создания произведений искусства требует от детей концентрации, планирования и координации движений, что развивает их когнитивные способности и способствует общему интеллектуальному росту.

Кроме того, творческая деятельность помогает выражать эмоции и развивает эмоциональный интеллект, что также положительно сказывается на речевых навыках.

Как логопед в своей работе использует рисование

Рисование - это очень важный вид деятельности с точки зрения творчества и с точки зрения оречевления того, что возникает на бумаге. Поэтому и логопед, и мама, и ребенок на приеме часто рисуют и рассказывают, что же такого они изобразили. Что же тут такого интересного и важного?

Как начинает рисовать ребенок? Сам по себе он этого не сделает никак, пока вы не дадите ему в руки что-то рисовательное. От природы рисовать не умеет никто, этому нужно учиться. И чтобы ребенок хотел, а потом и умел рисовать, нужно не заставлять, а соблазнять. Практически 90% детей сначала рисуют круги. Это связано с процессами торможения и возбуждения, которые еще пока не нормализованы. Ребенок берет карандаш и руку ведет. И как раз на этом материале можно учить его тормозить свою руку.

Как выбирать материал для рисования

Для логопеда лучше подходят карандаши. Краски отлично подойдут творчества, для выражения цветовосприятия, которое на данном этапе не слишком важно. Цветные карандаши дают возможность отрабатывать выполнение инструкций и учиться переносить свои мысли на бумагу. Кроме того, карандаш тренирует нажим. Сколько цветов потребуется ребенку? Не нужно брать сразу огромные наборы. Малышу нужный яркие, мягкие карандаши в количестве 3-4 штук. А можно обойтись и вовсе одним. Кстати, шариковая ручка подойдет ничуть не хуже.

Как правильно взять карандаш

Изначально ребенок рисует от плеча или от локтя. Почему они всегда держат инструмент кулаком? Потому что идет круговое движение, так называемые "каракули". Мы рисуем кистью, но этот навык еще нужно сформировать. Как же это сделать? Не пытайтесь разжать кулак ребенка и вложить карандаш как полагается, пинцетный захват для него еще слишком сложный. Вместо этого нужно вытащить карандаш из кулачка и вставить его обратно, чтобы кончик показался между указательным и средним пальцем. Он будет по-прежнему рисовать кулаком, но положение карандаша заставить его работать кистью и постепенно привыкать к этому.

Подключайте творчество. Нарисуйте тело и голову бабочки, дайте ребенку два карандаша и предложите нарисовать крылья. От локтя получаются большие крылья, потом пробуем выполнить кистью крылышки поменьше. Не бойтесь брать руку ребенка в свою руку, помогая ей выполнять правильные движения.

Проговаривание, как инструмент для запуска речи

Недостаточно только рисовать, нужно еще и проговаривать все, что вы изображаете. К примеру, это будет солнышко, тучка, дождик и дорога. Для этого придется изображать линии, а значит, отрывать руку от бумаги. А проговаривание позволит подготовить будущую слоговую структуру. Светит солнце, тучка его закрыла, пошел дождик: кап-кап-кап. Пошел к машине водитель: топ-топ-топ.

Рисовать с детьми можно по подражанию. Я рисую солнышко, делай как я. И у вас на листе появляется два рисунка. Дети постарше могут изображать что-то по образам из головы.

Рисование с оречевлением

Дети видят мир немного по-другому, примерно как художники-импрессионисты. Нельзя говорить ребенку, что он нарисовал неправильно крокодила. Лучше добавьте к его каракуле лапки и хвостик, он запомнит этот образ и в следующий раз нарисует немного лучше. Цветовосприятие детей совсем другое. Они видят огромное количество оттенков. Именно поэтому он может отказываться рисовать малину красным карандашом, потому что видит, она другая.

Рисование с оречевлением особенно важно для детей с нарушением речевого развития. Его бесполезно просить повторить за вами слово или приставать к нему: "скажи и скажи". Гораздо лучше рисование, во время которого мы просим комментировать. Это простой прием, который можно применять без всяких дидактических пособий.

Лепка

Во время работы с пластилином дети учатся распознавать значимые части предметов, развивая таким образом сенсорное восприятие и мелкую моторику. Именно благодаря таким занятиям можно значительно улучшить коммуникативные навыки и когнитивные функции.

Аппликация из пластилина — это отличный способ для начала. При создании аппликаций ребенок учится выделять и соединять различные элементы, что помогает ему лучше понимать структуру объектов. Например, можно предложить ребенку создать дерево, вылепив ствол и добавив листья. Такое упражнение способствует развитию зрительно-моторной координации и усиливает тактильные ощущения.

Лепка колбасками и отрезание ножом от пластилина помогают детям практиковать правильное использование рук и пальцев. Создавая длинные тонкие формы, ребенок вынужден контролировать силу нажатия и координировать движения, что способствует развитию толчковых и захватных движений. Отрезание ножом учит более точным движениям, развивает концентрацию и внимательность.

Катание шариков также является важным этапом. Процесс превращения куска пластилина в шарик помогает детям осознавать форму и размер. Это упражнение также способствует развитию биомеханики пальцев и кистей, что улучшает общую ловкость рук. Дети с сенсорной алалией через такие игры и занятия приобретают полезные навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни и помогут в развитии речи.

Аппликация

Когда речь заходит об аппликации, выбор ножниц играет ключевую роль в достижении аккуратных и точных результатов. Начинать знакомство с вырезанием стоит с простых форм и материалов. Лучше всего выбрать легкую в обращении бумагу, например, офисную или цветную бумагу для детского творчества. Возьмите простые шаблоны: круги, квадраты, треугольники. Постепенно можно усложнять задачи, переходя к вырезанию более сложных форм и узоров. Важно, чтобы первые шаги в аппликации были не только обучающими, но и увлекательными для ребенка. Не торопите события, дайте время отработать навыки и научиться контролировать движения рук.

Заключение

Процесс работы с карандашом, пластилином, бумагой способствует развитию мелкой моторики. Чем больше малыш манипулирует, тем точнее и ловчее становятся его движения. Каждое действие – от простого катания шариков до создания сложных фигур – помогает ребенку научиться координировать работу пальцев и рук. Это, в свою очередь, подготавливает его к освоению письма, рисования и другим занятиями, требующим высокой точности движений.

Кроме того, творчество стимулирует развитие пространственного мышления. Когда ребенок лепит, он учится представлять себе трехмерные объекты, анализировать их форму, размер и пропорции. Постепенно приходит понимание того, как объекты сочетаются друг с другом в пространстве. Это важное умение, которое пригодится впоследствии во многих областях, например, в математике, геометрии и инженерии.

Творчество также укрепляет способности к самовыражению и креативному мышлению. Когда малыш создает что-то новое, он учится воплощать свои идеи в реальность, преодолевает страх ошибки и развивает уверенность в себе. В процессе лепки ребенок может делиться своими творениями с другими, что способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде.

Комментарии