"Я живу давно, но мне не надоело!": судьба красавицы советского кино Элины Быстрицкой
Великолепную Элину Быстрицкую большинство зрителей знают как Аксинью из советской экранизации шолоховского "Тихого Дона". Красивая и харизматичная актриса в одночасье стала любимицей всех казаков (да и не только). Но счастливой судьбу Элины это не сделало. Красавице были уготованы регулярные отказы в работе и отсутствие возможности творческого самовыражения, а также несчастливая личная жизнь, несмотря на замужество, и бездетность. Неужели все эти горести - расплата за божественную красоту?
Вечная красавица
4 апреля главной казачке страны исполнился 91 год. Она испытывает проблемы со зрением, иногда и ноги плохо слушаются - почтенный возраст дает о себе знать. И тем не менее выглядит актриса просто потрясающе. Даже уже разменяв десятый десяток Элина Авраамовна, как и прежде, остается благородной красавицей.
Едва ли кому-то из современных отечественных актрис удастся постареть так же прекрасно, как это получилось у Быстрицкой. Исполнительница роли Аксиньи с возрастом не утратила свой шарм и по-прежнему очаровывает с первого взгляда. Ее и сейчас смело можно назвать самой красивой актрисой страны. Хотя с того момента, когда она впервые получила это неофициальное звание, прошло более полувека.
Казачка из интеллигентов
После выхода на экраны "Тихого Дона" исполнительницу главной женской роли мужчины буквально засыпали признаниями в любви - и устно, и письменно. А группа донских казаков и вовсе обратилась к актрисе с серьезной просьбой - официально именоваться отныне Аксиньей Донской. Таковы были народные любовь и признание.
Едва ли в то время кто-то бы поверил, но, несмотря на наличие идеальных для казачки Аксиньи внешности и характера, сама Быстрицкая по происхождению к казачеству не имеет никакого отношения. Она появилась на свет в Киеве, в медицинской семье евреев-интеллигентов. Отец актрисы мечтал о сыне - продолжателе врачебной династии. Но сбыться этому было не суждено. В семье появились две дочки - Элина и ее младшая сестра Софья.
Свое "буржуйское" по советским меркам имя Быстрицкая получила в честь героини произведения "У врат царства" Кнута Гамсуна. Может, имя так повлияло на девочку, может, родители предугадали вызывающую непохожесть дочери на других, но точно так же, как Элину выделяло из толпы ее необычное для того времени имя, она отличалась от окружающих и в остальном. Все, чем наградила Быстрицкую природа, было сверх меры - и красота, и характер, и гордость, и стойкость.
Диетическое хлебное лакомство
Элине было 13 лет, когда в стране грянул гром войны. Отец сутками пропадал в госпитале. Желая ему помочь, девочка отложила учебники и поступила на работу в тот же госпиталь санитаркой. Мама также не осталась в стороне и устроилась в ту же больницу поваром - ни единого раза она не позволила себе взять дополнительный паек или припрятать для своей семьи буханку хлеба.
О пережитой войне Быстрицкая отказывалась рассказывать. Единственное, шутила при вопросах о диетах: "Моя фирменная диета - четыре года войны". Но эти шутки были невеселыми - тяжелые военные годы поставили крест на материнстве актрисы. Непосильная работа санитаркой и постоянный голод лишили Элину возможности иметь детей.
Сестра Быстрицкой Софья впоследствии опишет их главное лакомство того времени - "хлебный бутерброд". Полупрозрачный кусочек белой булки с лежащей на нем сверху черной горбушкой...
Железная леди
К учебе Быстрицкая вернется только после войны. Окончив школу, она собиралась поступить в театральный институт. Но строгий отец принял планы дочери в штыки. Его девочка будет "крутить хвостом" на сцене? Никогда. Выдвинув Элине запрет даже на мысли об актерстве, он настоял на ее поступлении в пединститут на филологический факультет.
Отец недооценил передавшийся Элине от него же железный характер. Отказаться от своих стремлений ее не могло заставить ничто. Проучившись в пединституте ровно год, Быстрицкая втайне от всех поступила в театральный.
Неприступная еврейка
На пути к заветной цели будущей актрисе пришлось непросто. Во время учебы в театральном институте Элина постоянно была "на карандаше" - угроза отчисления не исчезала ни на мгновение. Неприступная красавица с "пятой графой", отказывающая воздыхателям как из числа учащихся, так и учителей - таким не было места в советском обществе. Быстрицкую регулярно вызывали в деканат и пытались убедить быть поуступчивее и скрывать свое происхождение. На все уговоры своенравная красавица отвечала одинаково - вопросом "Почему?". На это профессора могли ответить только тяжким вздохом.
Не в красоте счастье
Несмотря на гордую неприступность, сердце красавицы не было холодным. Оно откликнулось на ухаживания одного из воздыхателей еще в пединституте. Но дальше первого свидания роман не продвинулся. Проводив Элину до ее дома, юноша намеревался ее поцеловать, но едва заслышав звуки советского гимна из ближайшего репродуктора, передумал и буквально застыл по стойке смирно. Такая идейность кавалера сразу свела на нет всю симпатию девушки.
Позже, уже в театральном, Элина влюбилась в тогда еще почти никому не известного Кирилла Лаврова. Отношения были серьезными. Летом 1953-го должна была состояться их свадьба, но... Весной того года актер уезжал на гастроли. Примчавшись на вокзал с букетом, Элина застала жениха за нежным прощанием с другой - ей была актриса Валентина Николаева.
"Все кончено", - гордо объявила Быстрицкая возлюбленному и направилась прочь. "Он догонит меня и все объяснит", - думала девушка. Но Лавров так и не появился. Впоследствии он женился на Николаевой и счастливо с ней прожил много лет. А Элина... Она тоже вышла замуж, но счастья так и не обрела.
Тайный брак
Личность мужа актрисы на протяжении долгого времени была покрыта тайной. Ходили самые разные слухи - красавице приписывали связь с различными видными деятелями и начальниками, но домыслы были далеки от истины.
Супругом Элины был завотделом переводов Минвнешторга Николай Кузьминский. Они познакомились в середине 1950-х. Заядлый театрал, страстный и импозантный красавец, он мгновенно покорил сердце актрисы. Через четыре дня после первой встречи Николай сделал Элине предложение, и красавица ответила согласием.
Для Быстрицкой это был первый (и единственный) брак, для Кузьминского - третий. Увлекающий и увлекающийся, Николай питал слабость к красивым женщинам из мира искусства - актрисам, балеринам и т.п.
Элина верила супругу и была уверена: если она абсолютно верна мужу и не позволяет себе даже невинного флирта, то же самое делает и Николай. Но у Кузьминского было другое мнение на этот счет. Пока Быстрицкая "отшивала" даже высокопоставленных ухажеров, многие из которых мстили красавице за отказ и препятствовали ее карьере и творческой деятельности, Николай не считал нужным лишать себя интрижек на стороне.
Когда актриса узнала об одном из увлечений мужа, состоялся серьезный разговор. "Это первый и последний раз", - убеждал ее супруг, и она поверила. Свои последующие связи Николай тщательно скрывал от жены. Но правда все же открылась - через 27 лет супружеской жизни. Узнав, что все это время муж был ей неверен, Элина подала на развод.
С 1980-х Быстрицкая живет в одиночестве. "Семьи не может быть без сердечной привязанности", - утверждает актриса. Позволить себе к кому-либо вновь испытать это чувство она не смогла.