Ему было 6 лет, когда не стало мамы: как сложилась судьба сына Ларисы Шепитько
Имя Ларисы Шепитько известно каждому любителю советского кинематографа 60-70-х годов прошлого века. Она снимала крайне необычное кино, так называемые фильмы для интеллектуалов, ее искусство было «не для всех». Стилевые решения и художественные приемы, которые использовала Лариса в своих работах, ближе всего к артхаусу, но все же не являются стандартными, свойственными данному жанру.
Знатоки киноискусства нередко сравнивают созданные ею ленты с работами Тарковского. Действительно, общего в фильмах немало, и, кто знает, чьи бы работы стали более знаменитыми, если бы жизнь Ларисы не оборвалась в сорок лет. Впрочем, после своего ухода она оставила не только фильмы и эпизодические роли, но еще и маленького сына.
Как же сложилась жизнь сына звезды советской кинорежиссуры, пережившего такую трагедию в раннем детстве? Кем был его отец? Повлияли ли родители на его предпочтения, выбор профессии?
О матери
Родилась звезда советской кинорежиссуры в Артемовске (Донецкая область) зимой 1938 года. Детство ее было непростым. Троих детей растила в одиночку мать, Ефросинья Ткач, работавшая учительницей. Отец оставил жену с детьми, когда Лариса была совсем крохой. Девушка так и не простила ему ухода, воспринимая этот поступок как предательство.
Режиссурой Лариса заинтересовалась рано. Будучи подростком, она попала на съемочную площадку фильма «Овод». Снимали кино во Львове. Юную участницу массовки впечатлило не то, что происходит в кадре, а то, что творится за его границами, сам процесс создания фильма.
Закончив школу, в 1954 году Лариса отправилась в столицу. Она собиралась стать студенткой ВГИКа, факультета режиссуры. Профессия считалась «мужской». Юной украинке порекомендовали обратить внимание на актерский факультет, но девушка проявила твердость. Она заявила, что актерство – рабский труд, и он – не для нее. Разумеется, строптивую провинциалку приняли.
Во время обучения Лариса сняла пару короткометражных лент:
- «Слепой глухарь».
- «Живая вода».
Педагоги весьма благосклонно отнеслись к этим работам, в кулуарах института даже стали поговаривать о рождении новой звезды режиссуры.
Ее первая «настоящая» работа вышла в 1963 году. Лента называлась «Зной», а снимали фильм на студии в Киргизии. За ленту она получила несколько наград – на Международном кинофестивале в Карловых Варах и на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.
Об отце
Отцом сына Ларисы стал Элем Климов, режиссер, актер и сценарист. Он родился в 1933 году в Сталинграде. Семья его успела эвакуироваться на Урал, где и прошли его детские годы.
В мир искусства он пришел не сразу. В 1957 году Элем закончил Московский авиационный институт. Режиссерский факультет ВГИКа он закончил в 1964 году. Режиссером он был известным, знаменитым. Его фильмы адресовались не любителям необычного кино, а широкой публике. Например, дипломная работа Элема, комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», и сегодня пользуется успехом.
Климов был не только популярным и весьма востребованным, состоявшимся в профессии режиссером. Он еще являлся секретарем правления Союза кинематографистов. Элем не просто занимал пост, он приложил немалые усилия для реорганизации, реформирования и обновления советской киноиндустрии. Благодаря его инициативам зрители смогли увидеть многие фильмы, «лежавшие на полках», такие как «Холодное лето 53-го».
О семье
Элем и Лариса поженились в 1965 году. Это был союз двух ярких, погруженных в творчество людей, по-разному воспринимавших свою профессию. Поэтому им было интересно друг с другом, им было о чем поговорить.
Но, разумеется, ни о каком домашнем уюте и речи быть не могло. Оба режиссера полностью посвящали себя работе. В такой обстановке и появился на свет их сын, Антон, в 1973 году.
Ребенок не был предоставлен сам себе, «брошен». Но, тем не менее, и детства, привычного для большинства, у него не было. Чуть ли не с младенчества Антон знал распорядок жизни кинематографистов, правила поведения на съемочной площадке. Но он понятия не имел о том, как это – когда мама готовит завтраки, помогает одеться в садик, провожает и забирает оттуда. Как это, когда папа каждый вечер приходит домой в одно и то же время, а пару раз в месяц приносит получку и аванс, Антон тоже не знал.
Впрочем, он большую часть раннего детства провел с бабушкой, Ефросиньей Яновной.
Как рос их сын?
Лариса трагически погибла летом 1979 года. Автомобиль, в котором ехала съемочная группа фильма «Матера», попал в дорожную аварию, врезался в грузовик, нагруженный кирпичами. Что именно произошло, разумеется, выяснить никогда не удастся. Официальная версия – водитель «Волги», в которой ехали кинематографисты, уснул за рулем и на полной скорости врезался в грузовик, шофер которого всеми силами пытался избежать аварии.
К счастью, Лариса не взяла на эти съемки маленького сына по причине жесткого графика. Работу над фильмом завершил ее муж, Элем Климов. Однако он изменил название фильма на «Прощание» и поменял его концепцию. Мужчина не женился во второй раз и «дам сердца» в дом никогда не приводил. Единственной женщиной в квартире Элема и Антона Климовых была погибшая Лариса, взирающая на домочадцев с портрета, висящего на стене в гостиной.
Вроде бы позиция Элема заслуживает уважения и даже восхищения. Но каково было расти в этой мрачной атмосфере Антону? После гибели жены Элем вовсе не посвятил свою жизнь заботе о сыне, наоборот, он сделал все, чтобы увековечить память супруги как режиссера, а также с головой ушел в собственную карьеру. Даже оформлению надгробия над могилой жены Элем отдал больше внимания и времени, чем ребенку.
Впрочем, «брошенным» Антона нельзя назвать. Отец обеспечил для него и диплом института, и профессиональную занятость в киноиндустрии. Но Антон пошел своим путем, он занялся журналистикой.
Как живет Антон?
Климов сейчас позиционирует себя как писатель. Юноша не пошел по стопам отца, по «проложенной дорожке». Он самостоятельно поступил в МГУ, на факультет журналистики, и блестяще его окончил в 1995 году.
Профессиональную карьеру Антон начал с написания рецензий и обзоров, но только не о мире кино, а о музыкальных мероприятиях. Вскоре он увлекся спецификой процесса раскрутки музыкантов и поддержанием интереса к их творчеству, к имиджу у широкой публики. Интерес оказался столь велик, что Антон оставил журналистику и стал PR-специалистом. Он сотрудничал с Шуфутинским и активно принимал участие в создании проекта «Линда». Речь идет об имидже, репертуаре, сценическом образе певицы Линды.
Однако пиар также перестал его интересовать, как и журналистика. В настоящий момент Антон занят в ретроспективных кинопоказах фильмов его родителей, а также отдает много времени прозе. Возможно, что в скором времени он заявит о себе как писатель, выпустив книгу.