“Нас постоянно уносило в человеческую рефлексию”: Ренат Давлетьяров о новом фильме “Человек ниоткуда”, успехе “Любви-моркови” и запросах аудитории

Недавно в прокат вышел новый фильм Рената Давлетьярова, режиссера, сценариста, президента российской кинопродюсерской гильдии, - "Человек ниоткуда". Это фантастическая лента о перемещении во времени из 1960-го в 2023 год. Она включает элементы и мелодрамы, и экшна, и детектива. Сценарий написан Ренатом Давлетьяровым в соавторстве с Дмитрием Пинчуковым. В главных ролях можно увидеть Ирину Медведеву, Илью Любимова, Александра Метелкина, Варвару Комарову.

Прыжок из прошлого в настоящее

В центре сюжета - космический корабль, которым управляет советский космонавт по имени Ким Кирилов, лицо вымышленное. В начале фильма показано событие, которого не было в действительности. Оно приурочено к 15 октября 1960 года, то есть к дате до первого полета в космос Юрия Гагарина. Речь идет о секретном экспериментальном запуске новой ракеты с космодрома Байконур.

Тогда он располагался в Казахской ССР. С космическим кораблем происходит катастрофа, и Кириллов чудесным образом попадает в современную Россию. Как отмечают зрители, на экране авария выглядит довольно убедительно. Создателями картины была использована не только компьютерная графика, но и кадры реальных космических пейзажей.

Оказавшись в Москве в 2023 году, космонавт ничего не помнит о своей прошлой жизни, ему удалось сохранить в памяти лишь образ девушки, с которой ему предстоит встретиться в новой реальности. Но она не узнает Кима.

Как родилась идея картины

Изначально Давлетьяров с Пинчуковым задумали написать комедию, где человек из шестидесятых годов прошлого века попадает в сегодняшнюю действительность. Конечно, его поражают современные технические достижения. Авторам казалось, что это будет выглядеть забавно.

Но в процессе написания сценария стало понятным, что смешно не получается. Острые ситуации смотрелись лишь как содержащие определенную долю иронии, но не больше. В результате сценарий был практически полностью перевернут, и вышла загадочная, абсолютно непредсказуемая история.

Продюсер пояснил, что никаких ассоциаций с одноименной комедией Эльдара Рязанова нет. А название "Человек ниоткуда" изначально было только рабочим. Но потом прокатчики предложили оставить его, и Ренат доверился профессионалам.

Постоянно уносило в рефлексию

Журналист поинтересовался мнением режиссера о том, меняется ли человек в зависимости от эпохи. Давлетьяров сказал, что авторы как раз и пытались уйти от ответа на этот вопрос в картине, хотя такая опасность и была. Вот его слова об этом:

Нас постоянно уносило в такую человеческую рефлексию. Мы даже сняли сцену, где, например, героиня Иры Медведевой за минуту готовит обед в микроволновке, а герой Саши Метелкина за этим с удивлением наблюдает. Его шокирует новая Москва, навигатор в машине, мобильные телефоны. Было опасно в коротком повествовании свести реакции главного героя к сплошной рефлексии.

А чтобы зритель на задавался вопросами, почему Кириллов реагирует на происходящее с ним довольно скупо, требовалось насыщение ленты острыми поворотами сюжета, чтобы была только констатация, а не раздумья о причинах поведения героя. А затем в жизни Кима случался очередной кувырок.

Например, встреча с девушкой из прошлого с таким же именем, как и у его возлюбленной. И живет она в той же самой квартире, только Кима она не знает. То есть в драматургии нужен был быстрый темп, не оставляющий времени на ответ на вопрос, когда жить было лучше, а когда - хуже. По мнению Рената Давлетьярова, ценность данного сценария состоит именно в том, что зрителю постоянно преподносятся все новые и новые загадки.

Гагарина в фильме не будет

В интервью Давлетьяров рассказал, что ему пришлось столкнуться с неожиданным для него представлением об авторских правах, которое он назвал странным. Речь идет о старшей дочери Юрия Гагарина Елене, которую постановщик охарактеризовал как весьма привередливую.

Когда главный герой очнулся в 2023 оду, он начал "гуглить" происходящие в мире события. Очевидно, что такое великое событие, как полет Юрия Гагарина в космос, не могло быть пропущено. Поэтому первый в мире космонавт должен был появиться на экране. И он появился.

Однако Елена Юрьевна наложила запрет на эти кадры. Постановщик всячески пытался убедить женщину, что она не права, но встретил глухую стену непонимания. По мнению Рената, Гагарин - это достояние всего человечества.

Человечеству нужны сказки

Сейчас Давлетьяров работает над созданием картины "Золотой петушок" по мотивам сказки А. С. Пушкина. На вопрос о том, почему, на его взгляд, сегодня киносказки являются столь востребованными, продюсер ответил следующим образом. Он сказал, что, возможно, сегодня человечество никак не может вырасти из своей инфантильности, повзрослеть.

Реалистичные драмы людям представляются скучными, им хочется окунуться в фантастический мир с летающими драконами, как, например, в "Игре престолов". Кстати, в "Золотом петушке" Давлетьярова петушок предстанет в виде василиска, состоящего из огня инфернального существа.

Режиссер порассуждал и об успехе комедии "Любовь-морковь". В принципе фильм, казалось бы, реалистичный, но таковым он перестает быть из-за имеющейся в нем фэнтези-зазубринки - обмена телами у главных героев. Зрителя это сразу же заинтересовывает. Об этом свидетельствуют огромные кассовые сборы в прокате.

В Советском Союзе снимались великолепные сказки. Эту традицию представляют такие замечательные режиссеры, как Птушко, Роу, Быков. Однако это были сказки в первую очередь для детского возраста. Но ведь тогда детишки самостоятельно ходили в кино. Сегодняшняя реальность такова, что они ходят туда только со взрослыми.

Следовательно, новый контент должен учитывать интересы и взрослого зрителя, чтобы тот не умирал со скуки. Ренат рассказал, что, сопровождая своего сына на просмотры "Гарри Поттера", он спал, эти фильмы казались ему нескончаемыми. В связи с этим сказки и повзрослели, а затем и трансформировались в "Игру престолов".

Успех в кино иррационален

В прокате семейная комедия "Чебурашка" имела просто феноменальный успех. Как продюсер Ренат Давлетьяров хотел бы поздравить создателей этой картины, которые смогли удовлетворить запросы аудитории. На взгляд кинодеятеля, успех обусловлен всенародной любовью к Чебурашке, ведь все мы с этим персонажем выросли, впитав с молоком матери его историю.

Кроме того, в комедии заняты замечательные актеры - Сергей Гармаш с Еленой Яковлевой. Хотя мнения об этой ленте существуют разные, публика прекрасно приняла его, а она не может сильно ошибаться.

То, что Голливуд покинул российские экраны, тоже сыграло свою роль, освободилось место в кинотеатрах. Интересно, что "Чебурашка" продолжает собирать деньги в прокате, кажется, что его будут смотреть всегда. Но, по большому счету, о секрете успеха в кино судить трудно, потому что он иррационален.

Мало хороших сценариев

Режиссер считает, что сегодня в российском кинематографе наблюдается дефицит хороших сценариев. Однако это проблема не только нынешнего дня. И двадцать, и десять лет назад было то же самое. А со слов своих старых друзей, великих советских кинематографистов, Давлетьяров знает, что и пятьдесят лет назад было так же.

Охота за сценариями шла всегда. Хотя идей было огромное количество, написание полноценного хорошего сценария - это дело уже гораздо более сложное. За тридцать лет карьеры в кинематографе в руках у продюсера был лишь один такой, прочитав который он приступил к съемкам сразу же, без всяких поправок.

Что же касается других креативных профессионалов в киноиндустрии - актеров, режиссеров, продюсеров, операторов, то их хватает, а вот сценариев мало.

Нужно верить в победу

Отвечая на вопрос о том, возможна ли полноценная замена голливудского контента на отечественном кинорынке, продюсер сказал, что он этого очень хочет и очень надеется на то, что именно так и произойдет. Хотя предсказать что-то здесь в принципе невозможно, ведь сейчас наблюдается период исторической турбулентности. Но необходимо работать и верить в победу как на кинематографическом фронте, так и на всех остальных.

Комментарии