"Возможность выбора – быть счастливым или несчастным человеком": Агриппина Стеклова о десятилетней преданности театру, уроках от Марка Захарова, семейной династии и подрастающем внуке

15 февраля свой 50-летний юбилей отметила Агриппина Стеклова. Актрисой ей “пришлось” стать – дочь актера Владимира Стеклова, она с юных лет познала обратную сторону и звездной жизни, и кинопроизводства. Но не в кино едином она нашла свое призвание: вот уже много лет Агриппина служит театру “Сатирикон”. Стоит перефразировать – не просто служит, а остается его актрисой номер один.

Училась у лучших

Ей довелось стать ученицей самого Марка Захарова. Всем своим студентам он старался привить чувство самоиронии и юмора. И, конечно, не пытался переделывать, а учил сохранять индивидуальность. “Я искала собственную актерскую личность, принимала и лучшие качества характера, и отрицательные черты, – вспоминает Агриппина. – В артистах советской закалки хорошо сохранилась творческая несгибаемость. Именно за такое профессиональное мужество я благодарна Захарову”.

Еще во время обучения в ГИТИСе Марк Захаров разрешал делать первые шаги на сцене и в кино – другими словами, сниматься не запрещал. Актриса уже тогда поняла, насколько важна гармония между актером и режиссером, когда нужно встать на одну волну. “Годы учебы у меня ассоциируются с цветущим лугом – столько ярких, пахнущих личностей, которые не должны взращиваться в “парнике”. Дикая природа, поиски себя, подход к работе с другими людьми”, – так характеризует то время Агриппина. Подобные вещи помогли ей, когда она пришла в театр.

“С установками мастера живу до сих пор”

Многим далеким от актерской профессии эти слова покажутся неясными, но сама Агриппина уверена, что в любом персонаже “должна звучать звенящая нота”: “Нужно вложить в своего героя что-то, чтобы возник объем, чтобы было, с чем работать. Создавать персонажа через призму остроумия и незаурядности – тоже отличный способ работать нестандартно”. Она уверена, что любой артист должен понимать, как он работает и что в итоге сотворяет на сцене или экране. А поскольку Марк Захаров был невероятно пробивным и уверенным человеком, всем, кто у него учился, хотелось этому соответствовать.

Его любимым приемом было зигзагообразное мышление – когда персонаж соединяет смех с фарсом и трагедией. Это невероятно увлекательно со зрительской стороны, и невероятно интересно для артиста.

Звезда в третьем поколении

Талант и актерское мастерство передались и от родителей-актеров. Агриппина вспоминает, что в детстве часто бывала у бабушки в Симферополе, а еще колесила вместе с родителями по стране – они служили и в Кинешемском районе, и в Петропавловске-Камчатске. Все изменилось, когда их труппа отправилась со спектаклем в Москву. Столичным критикам очень понравилась игра Владимира Стеклова, его пригласили в Театр Станиславского. Мама актрисы Людмила Мощенская приняла нелегкое решение: когда семья перебралась в Москву и окончательно там основалась, оставила карьеру и посвятила себя дому. “Мама никогда не жаловалась, – вспоминает Агриппина. – Но я догадывалась, что ей хотелось продолжить карьеру. Из актрисы она стала позже театральным администратором, так или иначе связала свою жизнь с искусством”.

“К поступлению готовилась основательно”

И хотя было очевидно, какая профессия ей была предопределена судьбой, решение идти по родительским стопам вызывало некоторые сомнения. А точнее страх: “С детства я так привыкла к театру – ведь я ездила с родителями по гастролям, – что не понимала, может ли он стать настоящей профессией. Я очень хотела в ГИТИС, ведь там, мне казалось, были лучшие мастерские от лучших педагогов, но боялась конкуренток – почему-то рождалась неуверенность, что я менее талантлива. Вероятно, откладывал отпечаток факт актерской династии”. С первого раза Агриппина не поступила. Однако к следующему году была подготовлена полностью – перечитала много классики, пересмотрела кучу постановок.

Любовь с первого раза

На четвертом курсе ГИТИСа стало понятно, что нужно “выходить” в массы, ставить первые спектакли на настоящей сцене. “Сатирикон” стал одним из немногих московских театров, кто открыл свои двери. Так, уверена Агриппина, произошло взаимное влечение – оба выбрали друг друга.

“Я обрела место, где можно было попробовать свои силы по-настоящему! Первая проверка на прочность была незабываема! Художественный руководитель Константин Райкин смотрел на нас глазами совершенного, честного ребенка, не стесняющегося показывать эмоции. Я почувствовала себя большой актрисой и больше никогда так не боялась, как тогда”, – вспоминает актриса. После этого у нее не возникало сомнений, выбирать “Сатирикон” или какой-то другой театр.

На его сцене Агриппина Стеклова играет более двадцати пяти лет. Она признается, что за последние годы театр изменился. Но неизменным осталось другое – это место силы, энергии, дома. “До сих пор в наших стенах важны люди, создающие атмосферу. Через годы мы пронесли удачи и неудачи, споры, поражения, триумфальные спектакли, и все это сплачивает наш коллектив”, – уверена актриса. Кстати, с будущим мужем Владимиром Большовым она познакомилась именно в театре.

Большая актерская семья

Удивителен факт, что Агриппина ни разу не играла вместе ни с отцом, ни с сыном Данилой Стекловым. Как и то, что и тот, и другой сыграли в экранизации “Мастера и Маргариты” с почти что тридцатилетней разницей. Актриса признается: никто в семье не настаивал на том, чтобы ее сын тоже связал судьбу с актерской профессией, однако с ранних лет Данила решил последовать стопам своих родных. Напротив, дочь Мария никому не говорила про желание стать артисткой, а после окончания школы заявила, что поступает в театральный. Как и у ее мамы, за плечами Марии учеба в ГИТИСе и работа в Театре Петра Фоменко.

Внука Петра Агриппина называет единственным, кто пока не изъявляет никакого желания стать актером. Она в шутку надеется, что ему удастся изменить семейную ДНК и стать, к примеру, изобретателем. Тем более, у 3-летнего малыша на уме пока одни машинки: он уже выучил все модели и прекрасно знает, чем они отличаются.

Точки опоры

Поддерживать внутреннее равновесие актрисе помогает семья. С рождением внука появился новый смысл. Агриппина с интересом наблюдает, как помимо машинок Петр увлекается вполне взрослыми мужскими вещами: болеет за аргентинский футбол, а Месси называет своим героем. И конечно, театр: “Это – возможность создать другую реальность с выбором быть счастливым или несчастным. В театре заключается спасение от всего окружающего, когда появляется возможность работать над своей личностью, отношениями с близкими людьми”.

Агриппина Стеклова довольна своей профессией и любит ее от всего сердца. При этом она называет себя и несчастливым человеком, поскольку ничего, кроме как играть, она не может.

Не только театр

В подростковые годы Агриппина впервые дебютировала на большом экране. Однако съемки в “Транти-Ванти” практически не запомнила. Чего не скажешь о следующей картине: в драме “Мелкий бес” она уже блистала с Ириной Розановой, Полиной Кутеповой и другими именитыми тогда звездами. Если проследить фильмографию актрисы, можно увидеть, что снимается она отнюдь… не с завидными постоянством. И на это у нее есть объяснение: “Я снимаюсь в одной-двух картинах в год. Количество мне не важно. Просто потому, что не хочу сниматься во всем подряд, а выбираю историю, режиссера. Так, в фильме “Жила-была одна баба” мне так понравился сценарий, что было все равно, кого играть”. Ради подобных ролей Агриппина готова и на кардинальные изменения – например, ей не жалко распрощаться с огромной шевелюрой рыжих волос.

Прошлый год был успешен на телевизионные проекты: к эфиру готовятся такие картины с участием Агриппины, как “По щучьему велению”, “Любовь Советского Союза”, “РАЙцентр”.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали о большой актерской семье Агриппины Стекловой?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.